§ 2. Общая характеристика средневековой архитектуры Испании28.
Ансамбль Альгамбры создавался на протяжении нескольких столетий. В связи с этим уместно будет дать краткую характеристику испанской архитектуры всего данного периода.
Полуостров, изолированный от остальной Европы трудно проходимыми горами, всегда тяготел к востоку и Северной Африке. Морские пути связывали его с Италией. В стране, богатой скорее камнем, чем лесами, давние традиции римского строительного искусства держались стойко, что обеспечивало известную преемственность в развитии форм и конструкций. Долгое господство в богослужении восточного обряда сказалось на пространственных особенностях культовых сооружений.
Первые три столетия владычества арабов были временем экономического и культурного расцвета таких центров как Севилья, Сарагоса, Гранада. Юг был богаче памятниками римского зодчества и благодаря общности строительных задач в этот период арабского владычества римское строительное искусство получает мощный толчок к возрождению. Традиционные строительные конструкции развивались в самостоятельную тектоническую систему. Восточный колорит вестготской архитектуры в строительстве месарабов резко усилился и стал с тех пор неизменной особенностью зодчества средневековой Испании.
В гористой Испании основным строительным материалом служит камень: гранит, песчаник, туф. Обилие камня и дефицитность дерева обусловили высокое развитие мастерства обработки камня. Трудоемкость отески преобладавших в Испании твердых пород камня ограничивала применение декора. Поэтому здесь преобладают гладкие плоскости стен. Однако качество кладки настолько виртуозно, что она воспринимается как элемент архитектурной выразительности.
Два с половиной столетия (с ХI по XIII в.в.) были временем наивысшего подъема Реконкисты. Благодаря этому все процессы и особенности, свойственные средневековой Европе, приобретали в Испании резкие, контрастные черты. Так обстояло дело и с ролью церкви. В условиях освободительной борьбы с маврами ее престиж, значение, экономическая мощь и влияние на психику испанцев были неизмеримо сильнее, нежели в любом другом месте европейского континента. Активизация Реконкисты и связанное с нею усиление роли церкви сопровождались глубокими переменами в характере архитектуры, прежде всего культовой. Они выражались в обращении к типам и формам сложившейся к середине XI в. романской архитектуры Франции. Франция была средоточием средневековой культуры и оплотом христианского мира. Французы принимали самое активное участие в Реконкисте. Среди иностранных колонистов, которыми государи Кастилии и Леона заселяли освобождаемые от арабов города, преобладали выходцы из Франции. Большинство представителей высшего духовенства также происходило из Франции. И, что самое важное, уже с конца Х в. испанские государи начали покровительствовать могущественному монашескому ордену бенедиктинцев, центр которого (Клюни) находился во Франции.
Следующим по значению фактором, приведшим к исключительно быстрому росту числа бенедиктинских монастырей, была якобы обнаруженная в 812 г. на севере Испании (в Галисии) гробница апостола Иакова.29 Усилиями бенедиктинцев место, где она была обнаружена, превратилось в международный центр паломничества. На пути к нему вырос ряд монастырей, сооруженных для обслуживания нужд паломников.
В то же время в архитектуре христианских государств Испании были сильны элементы мусульманской архитектуры. Продвижение христиан на юг сопровождалось колонизацией земель, захваченных прежде арабами. После длительного их владычества христиане застали здесь яркую и своеобразную строительную традицию, вполне отвечавшую местным климатическим и природным условиям, пустившую глубокие корни и приобретшую в ряде случаев подлинно народный характер. Рядовая жилая застройка Южной Испании и поныне сохраняет восточный характер.
.Особенностью испанского градостроительства того времени было возникновение большого числа новых, укрепленных городов, основывавшихся по мере освобождения захваченных арабами земель. Их системе и характеру планировки присущи все черты, свойственные современным им западноевропейским городам. Но ряд их особенностей - раннее строительство ратуш, отсутствие изолированного от общей системы городских укреплений военного замка, функции которого выполняла сторожевая дозорная башня. Классическим примером планировки испанских городов-коммун XI в. может служить Авила.
Содержание политической истории Испании второй половины XIII, XIV и XV вв. заключается не столько в борьбе с маврами, сколько в борьбе между феодалами за распределение отвоеванных земель. В обстановке междоусобиц и конфликтов, порожденных двойственной политикой королей - раздачей феодалам громадных территорий и попытками обуздать их непомерные притязания, происходило сближение двух крупнейших государств полуострова - Кастилии и Арагона.
На протяжении последнего этапа Реконкисты, в условиях борьбы за национальное объединение, непрерывных феодальных междоусобиц и экономического роста городов, развивается готическая архитектура Испании. С наибольшей полнотой тенденции ее развития представлены архитектурой Кастилии и Каталонии, входившей в состав королевства Арагон. В собственно Арагоне, Валенсии и ряде южных областей развивалась архитектура мудехар - арабская по конструкциям и формам, но не чуждавшаяся форм европейского зодчества. Испанскую готику, как и романику, отличают сложность и отсутствие единства, вызывавшиеся глубокими социально-экономическими различиями ее отдельных областей.
Во второй половине XIII, в XIV и XV вв. планировка городов и принципы распределения укреплений в них не претерпели изменений. Но самые укрепления в конце нового периода начали строить с учетом недавно появившегося огнестрельного оружия. Толщина стен увеличилась, зубцы и стены получили приспособления для пушечного боя, в верхней части стен и башен появились машикули.
На смену развитому в романский период строительству городов-крепостей и оборонных замков приходит почти неизвестное в предшествующий период строительство замков-резиденций. Большинство замков Испании возведено в XIV—XV вв. С упадком Гранадского эмирата и усилением королевской власти уменьшается военное значение замков. Постепенно из крепости замок превращается в благоустроенное жилище дворцового типа. Его жилая часть становится обширнее, комфортабельнее и раскрывается во внутренний двор галереей, подобной галереям городских дворцов. Помимо функций сугубо утилитарных, он приобретает функции представительства: превращается в символ, по которому судят о могуществе и богатстве владельца. Объединение страны под властью «католических государей» ознаменовалось запрещением строительства замков. Больше того, самодержцы Испании приказали разрушить многие замки, служившие оплотом мятежным феодалам.
Архитектура Альгамбры
- Часть 1 Методические материалы
- Часть 2. Антология тематических текстов
- Любите ли вы искусство?
- Так любите ли вы искусство? методические материалы
- Формальные параметры оценки деятельности студентов
- История национальных культур западных стран
- Литература к курсу Первоисточники
- Дополнительная
- Занятие 3. Культура Италии Обязательное прочтение: а) Горький м. Сказки об Италии; б) Моравия а. Римские рассказы (не менее трех рассказов каждого автора)
- Первоисточники к 5-му занятию
- Тема 1. Основные термины и понятия.
- Тема 3. Культура Италии
- Тема 4. Культура Франции.
- Креспель ж.-п. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. М., 2000
- Тема 5. Культура Северной Европы и Англии.
- Материалы к курсу «Новое время» (под ред. Юдовской а), с-Пб.1994 Местр ж. Де. Рассуждения о Франции. М., 1997 Некрасова е. Романтизм в английском искусстве. М., 1975
- Тема 6. Культура Испании и Америки.
- Темы и варианты домашних работ и основные требования к ним
- 1. Молодежь и ее воспитание у разных народов в разные эпохи.
- 2. Эпоха и личность. Что определяет судьбу: национальный характер или дух времени?
- 3. Любовь в разные времена и у разных народов.
- 5. Влияние социального строя и национальных традиций на бытовую жизнь и мораль общества
- Тема 2. «Есть существа, которые глядят на солнце прямо, глаз не закрывая»
- Тема 3. «Добро и зло - друг в друге отраженье» (Микеланджело)
- Темы и основные требования к индивидуальным заданиям (рефератам и докладам).
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Божович в. Традиции и взаимодействие в искусстве. Франция. М., 1987
- Список авторов, стихи которых необходимо выучить наизусть
- Список монографий для самостоятельного изучения и основные требования к их анализу
- Краткая хронология истории искусства
- Антология тематических текстов общие требования к заданиям по текстам антологии
- Введение
- § 1. Происхождение и сущность искусства.
- Италия.
- Заключение
- Франция
- Северная европа
- § 4.3. Об искусстве вообще
- § 1. Сущность и задача искусства
- § 7. Апология тенденциозного искусства
- § 8. «Народ» и искусство
- Испания.
- § 1.Исторические данные о традициях культуры Андалусии и Гранады.
- § 2. Общая характеристика средневековой архитектуры Испании28.
- § 1.Основные архитектурные сооружения ансамбля
- § 2. Синтез мавританской и европейской традиций в архитектуре Альгамбры32
- Заключение
- Список использованной литературы
- 1. Теоретические основы Реализм … аккумулирует действительность в ее развитии…
- 2. Понятие реалистического художественного направления
- 1. Краткая характеристика историко-культурных условий
- 2. Веласкес и испанская живопись XVII века
- 1. Бодегонес как выражение социальных аспектов в творчестве веласкеса
- 2. Реалистические тенденции в жанре бодегонес
- 3. Структура эрмитижной картины «завтрак»
- 5. Образный смысл картины
- Латинская америка хх века Задание 1.
- Задание 3.
- Неизвестный атор. Приятного аппетита, сеньора!
- Евгений долматовский чили в сердце
- Пабло неруда. Опасность
- А. Вознесенский. Анафема
- Виктор хара. Из интервью
- Виктор хара. Моя трудовая гитара
- Призыв к рабочему
- Джоан тернер (жена Виктора Хары). Из свидетельских показаний
- Неизвестный автор (чили)
- Заключение