logo search
Учебное пособие (семинары)

Культура нового времени Возрождение и Реформация: культурные предпосылки Нового времени

Название «Новое время» в истории культуры Европы обычно употребляется по отношению к трем векам – XVII, XVIII и XIX. Эти века наполнены событиями политическими, экономическими, философскими, художественными. Безусловно, очень трудно искать какой-то общий знаменатель этого периода. Тем более, что в истории Нового времени можно найти совершенно противоположные по смыслу и по духу явления.

Не все просто и с временными границами этой эпохи. Оказывается, что ее начало неразрывно связано с Возрождением и Реформацией, и провести между ними какую-то четкую границу невозможно. Закончилось ли Новое время тоже не совсем понятно, т. к. многие сегодняшние способы восприятия, многие мыслительные штампы, многие ценности наследуются нами именно от культуры Нового времени.

Имея все это в виду, все-таки определим собственно Новое время, расцвет своеобразия так называемой нововременной культуры, это, конечно, века XVII, XVIII и, наверное, первая половина XIX.

XVII в. не имеет общепризнанного названия как Возрождение или век Просвещения. Но именно в этот век начинается сведение основ новоевропейской культуры, развивающееся на основе процессов, происходивших в Возрождение. Но в это время европейская культура еще не осознает себя в качестве новой культурной системы.

XVIII в. – век Просвещения – возможно, самый яркий и показательный этап Нового времени. Век пронизан пафосом новизны: он ощущает себя разрушителем старых стереотипов и строителем новой свободной культуры.

XIX в. – буржуазный, в сущности, уже углублял тенденции в социокультурном развитии, обозначившиеся в эпоху Просвещения.

Необходимо как-то определить эту эпоху по отношению к предшествующей – к Возрождению. А.Ф. Лосев определяет Возрождение как эпоху стихийного утверждения человеческой личности. В это время человек стал ощущать себя царем природы, он надеется в первую очередь на собственные силы. Общеизвестны примеры деятельности титанов Возрождения – Леонардо, Микеланджело. Иллюстрацией того же самоощущения человека является, например, Медичи, которые были банкирами и стали князьями, правителями Флоренции.

Проявлением все того же индивидуализма в искусстве становится то, что в Возрождении впервые появляется светская «реалистическая» живопись: впервые художники доверились своему глазу, впервые картина, видимая именно человеческим зрением, стала считаться истинной. Картины на религиозные сюжеты становятся именно картинами и перестают быть иконами.

Другой важный источник культуры Нового времени – Реформация – религиозное движение XVI в., направленное против римско-католической церкви, приведшее к оформлению протестантской ветви христианства. Но как ни странно, Реформация и последовавшая за ней Контрреформация, будучи религиозными явлениями, оказали влияние на такие совершенно светские области культуры, как экономика и политика.

Возрождение и Реформация сходятся в одном важнейшем моменте – в стремлении освободить человека от внешних авторитетов, наделяя его правом свободно, по собственному усмотрению, выбрать образ жизни. Речь первоначально идет, конечно, о религиозном выборе, но характер религии протестантизма неумолимо подталкивал к расширению поля этого выбора. Такая религиозность ориентировала человека на принятие ответственности за решение всех проблем на себя. Такой индивидуализм прослеживается во всем развитии культуры Нового времени.