logo
Учебное пособие

История возникновения музеев и понятия «музей»

Понятие «музей» появилось в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч лет назад, но с течением времени оно сильно трансформировалось.

Древний мир

Древние греки изначально понимали под «мусейоном» святилище муз, а со временем с эти словом стало связываться и представление о месте для занятия литературой, наукой и научного общения.

Первый музей возник в III веке до н. э. в Александрии (Египет) как собрание памятников искусства и старины.

Ещё со II – го тысячелетия до н.э. стали собирать коллекции памятников старины: оружия, драгоценностей, архивы и библиотеки.

К крупнейшим относятся библиотеки:

храма в Ашшуре (2 в. до н. э.);

дворца в Ниневии (7 в. до н. э.);

архив иньских оракулов в Китае.

Своеобразными хранилищами такого рода были храмы, дворцы царей, их усыпальницы.

Интересна небольшая археологическая коллекция, найденная при раскопках в Ниппуре – в Междуречье. Коллекционер, живший в VI веке до н. э., держал в глиняном кувшине старинные таблички с текстами, самая древняя из которых относится к III-му тысячелетию до н. э.

После завоевания Греции римские аристократы открывали свои коллекции для посетителей.

Император Август в своей вилле на о. Капри хранил собрание древнего оружия.

Средневековье эпоха

Возрождения

В эпоху Средневековья, когда канули в небытие многие традиции и институты античного мира, понятие «мусейон» вышло из употребления вместе с относящимся к нему культурным контекстом. Вторую жизнь подарила ему эпоха Возрождения, но при этом наполнила его новым смыслом. Музеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редкости» и «диковины».

Наименование «музей» присвоил в XV веке своему собранию древних рукописей и различных древностей флорентиец Л. Медичи.

Но уже во второй половине XVI века термин «музей» все чаще начинают употреблять не только по отношению к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится и экспонируется.

Средневековье эпоха

Просвещения

Появлению нового аспекта в своей трактовке музей обязан эпохе Просвещения с ее акцентами на равенство образовательных возможностей людей, культом разума и пропаганды знаний.

Из собрания, доступного лишь немногим желающим, музей вырастает в учреждение, открытое

для широкой публики, и его определяющим признаком становится уже не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ.

Период Великих географических открытий и последовавший затем период развития капитализма и образования мировых связей усилили интерес к собирательству отечественных древностей, рукописей, книг. На протяжении XVII –XIX веках возникают и пополняются крупнейшие национальные и частные коллекции исторического профиля.

Так, в 1683 г. возник музей Эшмола в Оксфорде;

в 1753 г. на основе ряда частных собраний в Лондоне был создан Британский музей;

в 1862 г. – открыт Национальный музей древностей Франции;

в 1837 г. Версальский дворец превращается в Национальный исторический музей страны.

В большинстве случаев возникавшие в Западной Европе в XIX – начале XX веках музеи состояли из археологических коллекций и художественных собраний. Значительная часть коллекций крупнейших музеев Европы (например, Британского) составлялась в период колониальных захватов путем грабежа исторических богатств других стран.

В

Начало XX в.

начале двадцатого века музеи еще нередко определяли как собрание предметов, представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами.

Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на все слои населения.

XX век подарил человечеству новые типы музеев; пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности.

Появились музеи под открытым небом, в основе которых – не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в своем естественном природном окружении.

Возникли и музеи, экспонирующие главным образом не подлинники, а их воспроизведения.

Еще одна причина многообразия существующих определений музея – развитие теоретического музееведения и различные исследовательские подходы специалистов, а также разнообразие целей и задач, ради которых создается дефиниция.

Словарь

Музеи – научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, которые в соответствии со своими социальными функциями осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры, а также природных объектов.

Международный

совет музеев

Музей – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций.

ФЗ «О Музейном фонде РФ и

музеях в РФ»

Музей – это постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей; оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды.

Восприятие экспозиции в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей посетителя, а также от способности сотрудника музея донести информацию о экспозиции до посетителя.