История возникновения музеев и понятия «музей»
Понятие «музей» появилось в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч лет назад, но с течением времени оно сильно трансформировалось.
Древний мир | Древние греки изначально понимали под «мусейоном» святилище муз, а со временем с эти словом стало связываться и представление о месте для занятия литературой, наукой и научного общения. | |
Первый музей возник в III веке до н. э. в Александрии (Египет) как собрание памятников искусства и старины. Ещё со II – го тысячелетия до н.э. стали собирать коллекции памятников старины: оружия, драгоценностей, архивы и библиотеки.
К крупнейшим относятся библиотеки: храма в Ашшуре (2 в. до н. э.); дворца в Ниневии (7 в. до н. э.); архив иньских оракулов в Китае.
Своеобразными хранилищами такого рода были храмы, дворцы царей, их усыпальницы. Интересна небольшая археологическая коллекция, найденная при раскопках в Ниппуре – в Междуречье. Коллекционер, живший в VI веке до н. э., держал в глиняном кувшине старинные таблички с текстами, самая древняя из которых относится к III-му тысячелетию до н. э. После завоевания Греции римские аристократы открывали свои коллекции для посетителей. Император Август в своей вилле на о. Капри хранил собрание древнего оружия.
| ||
Средневековье эпоха Возрождения В эпоху Средневековья, когда канули в небытие многие традиции и институты античного мира, понятие «мусейон» вышло из употребления вместе с относящимся к нему культурным контекстом. Вторую жизнь подарила ему эпоха Возрождения, но при этом наполнила его новым смыслом. Музеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редкости» и «диковины». | ||
Наименование «музей» присвоил в XV веке своему собранию древних рукописей и различных древностей флорентиец Л. Медичи. Но уже во второй половине XVI века термин «музей» все чаще начинают употреблять не только по отношению к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится и экспонируется.
| ||
Средневековье эпоха Просвещения | Появлению нового аспекта в своей трактовке музей обязан эпохе Просвещения с ее акцентами на равенство образовательных возможностей людей, культом разума и пропаганды знаний. Из собрания, доступного лишь немногим желающим, музей вырастает в учреждение, открытое | |
для широкой публики, и его определяющим признаком становится уже не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. Период Великих географических открытий и последовавший затем период развития капитализма и образования мировых связей усилили интерес к собирательству отечественных древностей, рукописей, книг. На протяжении XVII –XIX веках возникают и пополняются крупнейшие национальные и частные коллекции исторического профиля.
Так, в 1683 г. возник музей Эшмола в Оксфорде; в 1753 г. на основе ряда частных собраний в Лондоне был создан Британский музей; в 1862 г. – открыт Национальный музей древностей Франции; в 1837 г. Версальский дворец превращается в Национальный исторический музей страны.
В большинстве случаев возникавшие в Западной Европе в XIX – начале XX веках музеи состояли из археологических коллекций и художественных собраний. Значительная часть коллекций крупнейших музеев Европы (например, Британского) составлялась в период колониальных захватов путем грабежа исторических богатств других стран.
| ||
В Начало XX в. начале двадцатого века музеи еще нередко определяли как собрание предметов, представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами.Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на все слои населения.
XX век подарил человечеству новые типы музеев; пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности. | ||
Появились музеи под открытым небом, в основе которых – не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в своем естественном природном окружении. Возникли и музеи, экспонирующие главным образом не подлинники, а их воспроизведения. |
Еще одна причина многообразия существующих определений музея – развитие теоретического музееведения и различные исследовательские подходы специалистов, а также разнообразие целей и задач, ради которых создается дефиниция.
Словарь | Музеи – научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, которые в соответствии со своими социальными функциями осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры, а также природных объектов.
|
Международный совет музеев | Музей – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций.
|
ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» | Музей – это постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей; оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды. |
Восприятие экспозиции в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей посетителя, а также от способности сотрудника музея донести информацию о экспозиции до посетителя.
- С.А. Есипова музейная и выставочная деятельность Учебное пособие
- Содержание
- Введение
- Тема 1. История появления музеев. Классификация музеев.
- История возникновения музеев и понятия «музей»
- Классификация музеев
- Практическое занятие
- Тема 2. Исторические музеи
- Исторические музеи бывают:
- Практическое занятие
- Тема 2. «Музеи Москвы и Московской области»
- Тема 3. Музеи отдельных отраслей культуры
- Художественные музеи
- Литературные музеи
- Музыкальные музеи
- Театральные музеи
- Музеи физической культуры и спорта
- Практическое занятие
- Тема 3. Практическое занятие «Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области»
- Тема 4. Педагогические, естественнонаучные и сельскохозяйственные музеи
- 4.1. Педагогические музеи
- 4.2. Естественнонаучные музеи
- 4.3. Сельскохозяйственные музеи
- Практическое занятие
- Тема 5. Промышленные и комплексные музеи
- Промышленные музеи
- Музеи техники
- 5.2. Комплексные музеи
- Практическое занятие
- Тема 6. Необычные музеи мира
- 6.1. Необычные музеи мира
- 6.2. Необычные музеи России
- Практическое занятие
- Тема 6.
- Тема 7. Детские музеи
- 7.1. Понятие «детский музей»
- 7.2. История появления детских музеев
- 7.3. Детские музеи мира
- 7.4. Детские музеи в России
- Практическое занятие
- Тема 7. Сказочная карта России
- Тема 8. Музеи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
- 8.1. Ханты-Мансийск
- 8.2. Музеи Нижневартовска
- 8.3. Музеи Сургута
- Практическое занятие
- Вопросы для проверки
- Модуль 2. Туристкие выставки Тема 9. Выставка. Ярмарка.
- Характеристика выставочных мероприятий
- Туристская выставка. Выставка-ярмарка
- Практическое занятие
- Тема 9. История ярмарок
- Тема 10. Организация участия туристкой фирмы в выставке
- 10.1. Процесс участия туристской фирмы в работе выставки
- I этап. Участвуем!
- II этап. Цель! Зачем нам это надо…
- III этап. Как много выставок хороших…
- V этап. Работа выставки…
- VI этап. Ура! Мы молодцы!?
- Практическое занятие
- Тема 10. Характеристика туристских выставок за рубежом, в России и хмао-Югре
- Тема 11. Организация Выставочной экспозиции туристской фирмы на выставке
- Выставочный стенд
- Тип стенда:
- Оформление стенда:
- 11.2. Рекламные материалы и рекламные элементы
- Выставка – как учебный процесс
- 11.3. Работа персонала туристской фирмы на выставке
- 11. 4. Анализ затрат туристского предприятия на участие в выставке
- Практическое занятие
- Тема 11. Подготовка туристкой выставки «ЮграТур»
- Тема 12. Посетители выставки
- Практическое занятие
- Тема 12 . Итоговый контроль
- Заключение
- Библиографический список