5.2. Комплексные музеи
Комплексные музеи – музеи, собрания которых документируют социально значимые феномены, относящиеся к разным профильным дисциплинам.
В их коллекциях представлены источники всех видов по различным отраслям знания.
Деятельность музея может быть представлена комплексом как гуманитарных и естественнонаучных (как в краеведческих музеях), так и только гуманитарных (историко-художественные, литературно-художественные и др. музеи), или только естественнонаучных дисциплин (музеи науки и техники, политехнические музеи и т.п.).
Собственно комплексными музеями следует считать:
музеи – заповедники;
музеи под открытым небом;
музеи – усадьбы;
музеи – дворцы;
музеи – замки;
музеи исторического пространства.
Музей – заповедник – разновидность музея, в состав которого помимо экспозиции входят архитектурные, исторические и природные памятники, важные для сохранения историко-культурного и природного наследия страны или региона.
С целью защиты этих памятников государство дополнительно наделяет такие музеи правовым статусом заповедника, что предусматривает особые режимы сохранения и использования включенных в него территорий и объектов.
Музеи – заповедники, в зависимости от входящих в их состав объектов и основной направленности, бывают следующих видов:
историко-художественные (Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей - заповедник);
историко-архитектурные (Нижегородский историко – архитектурный музей - заповедник);
историко-археологические (Танаис);
историко-культурные (Московский Кремль);
военно-исторические (Бородинский военно-исторический музей-заповедник);
литературно-мемориальные (литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова);
научно-технический и производственный (Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала).
Музей под открытым небом – музей, чья экспозиция выставляется вне помещений.
К таким музеям относятся парки скульптур, парки миниатюр, технические музеи, часто размещающие свои экспонаты под открытым небом
В более узком значении музеями под открытым небом называют музеи, в которых демонстрируются примеры архитектурных сооружений. Во многих музеях проводится комплексная реконструкция прошлого, исторические строения являются не просто отдельными экспонатами, а образуют взаимосвязанный комплекс. Таким образом, посетители получают возможность побывать в реконструированном населённом пункте прошлого, получая общее представление об истории и этнографии соответствующей страны или местности.
В последнее время существует тенденция воспроизводить в рамках музеев под открытым небом традиционные ремесла и виды деятельности, характерные для соответствующей местности и времени – например, работу мельника, ткача, кузнеца, гончара, плотника, винокура, пасечника и многих других. Иногда также посетителям музея предлагается попробовать свои силы под руководством специалиста.
В некоторых музеях в дополнение к архитектуре реконструируют и транспорт прошлых лет. Например, в музее под открытым небом в Армене (Нидерланды) действует историческая трамвайная линия, а в музее Black Country Living Museum в районе Дадли (Великобритания) кроме исторического трамвая действует также исторический троллейбус. Исторический транспорт в музеях под открытым небом может выполнять не только функцию действующего экспоната, но и утилитарную транспортную функцию, так как площадь таких музеев может быть весьма обширна.
Существуют музеи под открытым небом, реконструирующие самые разные периоды истории – от стоянок первобытного человека до рабочих посёлков начала XX века.
Одним из первых широко известных музеев под открытым небом был открытый в 1891 году «Скансен» на о. Юргорден (Стокгольм, Швеция), в связи, с чем его название стало нарицательным для этнографических музеев на большинстве европейских языков.
Музей-усадьба – в нем, как правило, значительную роль играет мемориальность, связь с частной жизнью владельца, а также хозяйственное назначение и тесная связь с крестьянским окружением.
Музей-усадьба Мураново имени Ф.И.Тютчева – уникальный памятник русской культуры XIX – начала XX веков и одновременно замечательное явление музейного дела 1920–30-х годов.
В прошлом Мураново было среднепоместной усадьбой, включавшей главный дом, церковь, жилые и хозяйственные постройки, сад и парк. Усадьба органично вписывалась в природный ландшафт, составляя с ним единый архитектурно-пейзажный ансамбль.
С 1816 по 1918 гг. Мурановым владели, последовательно сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами, – Энгельгардты, Боратынские, Путяты и Тютчевы. Каждое из них было причастно к литературной жизни России.
Достопримечательностью усадьбы является главный дом, построенный в 1842 году Е.А.Боратынским. В нем постепенно сложился комплекс литературных и бытовых меморий гениальных русских поэтов Е.А.Боратынского и Ф.И.Тютчева. Здесь же были сосредоточены материалы И.С.Аксакова (поэта, публициста, издателя и первого биографа Тютчева), Н.В.Путяты (литератора и друга Е.А.Боратынского), Н.В.Сушкова (литератора, хозяина литературного салона в Москве) и Л.Н.Энгельгардта (автора исторических мемуаров).
Мураново – редкий пример не разоренного родового гнезда, где семейные культурные традиции не прерывались даже в музейный период.
Дворец - музей – это группа ансамблевых музеев не только сохраняющих и репрезентирующих дворцы и их парковое окружение, но и стремящихся воссоздать музейными средствами «образ мира» определенной эпохи, находящий отражение в синтезе архитектуры, изобразительных и прикладных искусств, садово-паркового искусства дворцового ансамбля.
К группе дворцов-музеев относятся бывшие «подмосковные» дворцы крупных вельмож: Архангельское, Останкино, Кусково, имеющие статус музеев-усадеб. Эти усадьбы по репрезентативности, размаху, связи с влиятельнейшими людьми эпохи являются, безусловно, дворцовыми ансамблями; к дворцам-музеям тяготеет и характер экспонирования этих памятников как цельных произведений синтеза различных видов искусства, включая театральное.
В отличие от музеев-усадеб, музей-дворец, как правило, раскрывает в первую очередь историко-художественное значение дворцового ансамбля, обладающего высокой художественной ценностью.
Музей-усадьба Царицыно представляет собой великолепный и уникальный дворцово-парковый комплекс на юго-востоке Москвы.
Строительство музея-усадьбы Царицыно началось в 16 веке при царице Ирине Годуновой. Долгое время в письменных источниках это место именуется как «Чёрная грязь» вплоть до Екатерины. Позже эта вотчина переходила из рук в руки: принадлежала боярину Стрешневу, Голицыным, была передана Петром I Кантемиру. Но при Екатерине II была выкуплена казной для императорского двора и сразу же началось масштабное строительство, которое поручили Василию Баженову.
Большое строительство началось в 1776 году с возведения трёх павильонов и закончилось сооружением Малого дворца, который немногим позже был переименован в Оперный и служил для больших приёмов. Силуэт и его архитектура хорошо вписывались в окружение парковой территории благодаря изящному дизайну основного и торцевых фасадов, а также из-за симметрии всего силуэта здания. Основу внешнего вида Оперного дворца, как впрочем, и всего комплекса зданий на территории музей-заповедник Царицыно является фигурная красная кирпичная кладка с белокаменным оформлением деталей.
В 1779 году под руководством Баженова было начато строительство главного дворца комплекса, которое завершилось в 1782 году.
Переезд императрицы в Царицыно был запланирован на 1784 год и в начале года на территории комплекса были сооружены казармы, Большой кавалерийский корпус, Управительский дом, восьмигранный Лакейский дом, галерея между дворцом и Кухонным (Хлебным) домом. Кстати, Хлебный дом является самым большим зданием в музей-заповедник Царицыно.
Одним из самых красивых сооружений является мост через овраг. Его длина составляет 106 метров. В центре моста располагаются три стрельчатые арки, инкрустированные белокаменным орнаментом.
Венцом строительства музея-усадьбы Царицыно стал дворец, построенный из двух парных павильонов. Из основных построек не успели возвести только конюшню и часовую башню. После десятилетнего перерыва Екатерина посетила усадьбу, но ей мало что понравилось, несмотря на то, что лично утверждала проект каждого здания. Дворец стали перестраивать, но позже поступил указ о его полной разборке. 1786 году началось новое строительство, уже по проекту Казакова, но оно так и не было завершено.
Наиболее распространенный вид комплексного музея – краеведческий. Краеведческие музеи собирают коллекции по природе, экономике, истории, культуре и т.д. определенного административно-территориального региона, населенного пункта. Это самая массовая группа музеев в России.
На начало 2010 года их насчитывалось 513 (из них 338 – филиалы), что составляет 41,5% всей музейной сети страны. Краеведческие музеи не имеют аналогов в зарубежной музееведческой практике.
Местные музеи в Европе и Америке документируют, как правило, один из аспектов жизни региона: культуру, быт, развитие экономики и хозяйственной деятельности, конкретный раздел истории. Обычно музеи истории города (в США, а также музеи истории штата) более похожи на российские краеведческие музеи.
К комплексным музеям стоит отнести и большую часть мемориальных музеев, так как хотя «сфера интересов» того лица, которому посвящен музей, и определяет приоритет определенных профильных изысканий, но музеи мемориальные, кроме того, документируют быт определенной эпохи, историю страны и отдельного региона. В этом смысле мемориальный музей чаще всего – комплексный, с преобладанием в его деятельности определенного профиля.
Первые такие музеи появляются в XVIII веке в связи с желанием увековечить память Петра I – первым можно считать «Императорский кабинет» кунсткамеры.
- С.А. Есипова музейная и выставочная деятельность Учебное пособие
- Содержание
- Введение
- Тема 1. История появления музеев. Классификация музеев.
- История возникновения музеев и понятия «музей»
- Классификация музеев
- Практическое занятие
- Тема 2. Исторические музеи
- Исторические музеи бывают:
- Практическое занятие
- Тема 2. «Музеи Москвы и Московской области»
- Тема 3. Музеи отдельных отраслей культуры
- Художественные музеи
- Литературные музеи
- Музыкальные музеи
- Театральные музеи
- Музеи физической культуры и спорта
- Практическое занятие
- Тема 3. Практическое занятие «Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области»
- Тема 4. Педагогические, естественнонаучные и сельскохозяйственные музеи
- 4.1. Педагогические музеи
- 4.2. Естественнонаучные музеи
- 4.3. Сельскохозяйственные музеи
- Практическое занятие
- Тема 5. Промышленные и комплексные музеи
- Промышленные музеи
- Музеи техники
- 5.2. Комплексные музеи
- Практическое занятие
- Тема 6. Необычные музеи мира
- 6.1. Необычные музеи мира
- 6.2. Необычные музеи России
- Практическое занятие
- Тема 6.
- Тема 7. Детские музеи
- 7.1. Понятие «детский музей»
- 7.2. История появления детских музеев
- 7.3. Детские музеи мира
- 7.4. Детские музеи в России
- Практическое занятие
- Тема 7. Сказочная карта России
- Тема 8. Музеи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
- 8.1. Ханты-Мансийск
- 8.2. Музеи Нижневартовска
- 8.3. Музеи Сургута
- Практическое занятие
- Вопросы для проверки
- Модуль 2. Туристкие выставки Тема 9. Выставка. Ярмарка.
- Характеристика выставочных мероприятий
- Туристская выставка. Выставка-ярмарка
- Практическое занятие
- Тема 9. История ярмарок
- Тема 10. Организация участия туристкой фирмы в выставке
- 10.1. Процесс участия туристской фирмы в работе выставки
- I этап. Участвуем!
- II этап. Цель! Зачем нам это надо…
- III этап. Как много выставок хороших…
- V этап. Работа выставки…
- VI этап. Ура! Мы молодцы!?
- Практическое занятие
- Тема 10. Характеристика туристских выставок за рубежом, в России и хмао-Югре
- Тема 11. Организация Выставочной экспозиции туристской фирмы на выставке
- Выставочный стенд
- Тип стенда:
- Оформление стенда:
- 11.2. Рекламные материалы и рекламные элементы
- Выставка – как учебный процесс
- 11.3. Работа персонала туристской фирмы на выставке
- 11. 4. Анализ затрат туристского предприятия на участие в выставке
- Практическое занятие
- Тема 11. Подготовка туристкой выставки «ЮграТур»
- Тема 12. Посетители выставки
- Практическое занятие
- Тема 12 . Итоговый контроль
- Заключение
- Библиографический список