4.1. Педагогические музеи
Педагогические музеи – документируют историю и современное состояние народного образования, педагогической науки. К данной профильной группе относят и мемориальные музеи выдающихся педагогов.
Первые в мире педагогические музеи возникли в России.
В России до 1917 музеи педагогики создавались при учебных округах, дирекциях и инспекциях народных училищ, учреждались земствами и городскими органами самоуправления, просветительными обществами и частными лицами.
Музеи организовывались в крупных городах (С.-Петербург, Москва, Казань, Нижний Новгород, Пермь, Самара и др.).
Деятельность Музеев осуществлялась в двух направлениях:
организация постоянных педагогических выставок;
комплектование подвижного фонда, материалы которого выдавались во временное пользование учебным заведениям и отдельным лицам.
При крупных педагогических музеях создавались библиотеки, производственные мастерские, книжные склады, литературно-издательские отделы, справочное бюро и др.
В Соляном городке в Петербурге в 1864 г. открылся Педагогический музей военно-учебных заведений при Главном управлении военно-учебных заведений в Петербурге, это был первый Музей подобного профиля не только в России, но и в мире.
Созданный военным ведомством для разработки методических вопросов при перестройке кадетских корпусов и военных гимназий, музей превратился в научный центр, разрабатывающий актуальные вопросы педагогической науки.
Деятельность музея строилась на общественных началах. С музеем сотрудничали Н.А. Корф, Д.Д. Семёнов, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, А.Н. Острогорский, И.И. Паульсон, П.Г. Редкин, К.К. Сент-Илер и др.
Отделы музея обсуждали ежегодно более 200 докладов и сообщений. С 1865 организовывались педагогические выставки. Во время 1-й Всероссийской политехнической выставки музеем были открыты временные курсы для учителей начальных школ и инспекторов народных училищ; издан каталог наглядных пособий и учебных руководств для начальной и средней школы.
В 1890 году впервые организована Выставка детских игрушек, игр и занятий. Педагогический отдел музея внёс значительный вклад в изучение наследия Я.А. Коменского и Д.К. Ушинского.
Деятельность музея получила известность не только в России, но и за рубежом. На Брюссельской гигиенической выставке гигиенический отдел музея отмечен высшей наградой.
Участники Парижской географической выставки (1875) высоко оценили деятельность географического отдела музея и рекомендовали во всех государствах учредить педагогические музеи по его образцу.
Музей организовывал публичные лекции И.М. Сеченова, Н.М. Пржевальского, П.Ф. Лесгафта, С.М. Соловьёва, Н.X. Весселя и других учёных, народные чтения.
1918 г. он был преобразован в Центральный музей педагогики,
1920 г. – во Всероссийский педагогический музей.
1924 г. его объединили с педагогическим и экскурсионным институтами и преобразовали в Государственный институт научной педагогики.
Становление этой профильной группы в СССР достаточно часто прерывалось закрытием головных центров. Так, Всесоюзный педагогический музей (с 1943 г. – Музей по народному образованию АПН СССР) в 1963 г. был преобразован в Дом педагогической пропаганды. Большая часть современных музеев данного профиля появилась в 1960–1980-е гг.
- С.А. Есипова музейная и выставочная деятельность Учебное пособие
- Содержание
- Введение
- Тема 1. История появления музеев. Классификация музеев.
- История возникновения музеев и понятия «музей»
- Классификация музеев
- Практическое занятие
- Тема 2. Исторические музеи
- Исторические музеи бывают:
- Практическое занятие
- Тема 2. «Музеи Москвы и Московской области»
- Тема 3. Музеи отдельных отраслей культуры
- Художественные музеи
- Литературные музеи
- Музыкальные музеи
- Театральные музеи
- Музеи физической культуры и спорта
- Практическое занятие
- Тема 3. Практическое занятие «Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области»
- Тема 4. Педагогические, естественнонаучные и сельскохозяйственные музеи
- 4.1. Педагогические музеи
- 4.2. Естественнонаучные музеи
- 4.3. Сельскохозяйственные музеи
- Практическое занятие
- Тема 5. Промышленные и комплексные музеи
- Промышленные музеи
- Музеи техники
- 5.2. Комплексные музеи
- Практическое занятие
- Тема 6. Необычные музеи мира
- 6.1. Необычные музеи мира
- 6.2. Необычные музеи России
- Практическое занятие
- Тема 6.
- Тема 7. Детские музеи
- 7.1. Понятие «детский музей»
- 7.2. История появления детских музеев
- 7.3. Детские музеи мира
- 7.4. Детские музеи в России
- Практическое занятие
- Тема 7. Сказочная карта России
- Тема 8. Музеи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
- 8.1. Ханты-Мансийск
- 8.2. Музеи Нижневартовска
- 8.3. Музеи Сургута
- Практическое занятие
- Вопросы для проверки
- Модуль 2. Туристкие выставки Тема 9. Выставка. Ярмарка.
- Характеристика выставочных мероприятий
- Туристская выставка. Выставка-ярмарка
- Практическое занятие
- Тема 9. История ярмарок
- Тема 10. Организация участия туристкой фирмы в выставке
- 10.1. Процесс участия туристской фирмы в работе выставки
- I этап. Участвуем!
- II этап. Цель! Зачем нам это надо…
- III этап. Как много выставок хороших…
- V этап. Работа выставки…
- VI этап. Ура! Мы молодцы!?
- Практическое занятие
- Тема 10. Характеристика туристских выставок за рубежом, в России и хмао-Югре
- Тема 11. Организация Выставочной экспозиции туристской фирмы на выставке
- Выставочный стенд
- Тип стенда:
- Оформление стенда:
- 11.2. Рекламные материалы и рекламные элементы
- Выставка – как учебный процесс
- 11.3. Работа персонала туристской фирмы на выставке
- 11. 4. Анализ затрат туристского предприятия на участие в выставке
- Практическое занятие
- Тема 11. Подготовка туристкой выставки «ЮграТур»
- Тема 12. Посетители выставки
- Практическое занятие
- Тема 12 . Итоговый контроль
- Заключение
- Библиографический список