Особенности соцреалистического проекта.
Соц реализм - в совет эстетич теории 1930-1980-х гг термин, обознач-й специфику совет лит-ры и иск-ва по отн-ю к бурж мод-зму. ? о том, какими д. б. лит-ра и иск-во без рыночных отн-й, б. поставлен в Р сразу п/е револ-и. Этот термин - 25 мая 1932 в «Лит газете» => стал основополаг-м принципом сов иск-ва. Задача иск-ва – «вновь поднять веру, указывая на внутр народ ценности, кот не в состоянии разрушить никакой полит//эконом упадок». Гл принцип тот худ идеологии – принцип парт-ти иск-ва, кот требовал, чб худ-к смотрел на дейст-ть глазами партии, изображал реал-ть в идеале по направ-ю к велик цели. Сов народ узнал о с.р. непосредственно из уст своего вождя => соц реализм прочно связан с им Сталина. Но сначала этот термин б лишен стилист-й опред-ти. Сов иск-во стало более отчетливо пр/поставляться иск-ву Зап и модернизму. Оконч формулировка термина "с.р." - в 1934 г. на I съезде Союза писателей СССР в выступлении Жданова. Манифестацией с.р. в искусстве явились крупные выставки 1930-х гг - "Совет иск-во за 15 лет" (1932-33), "Индустрия социализма" (1939), разделы СССР на м/нар-х выставках в Париже (1937) и Н-Й (1939), а также оформление ВСХВ (1939). Сама программа иск-ва включает: 1. упорная реалистичность. Форм-зм – любое расхождение с реал-ю. 2. установка на показ жизни в ее револ развитии => постоян дв-е от наст к будущ. Показ буду в наст. Пр. ф-м «Куб казаки». Наст пронизано эл-тами буд => пост-й поиск людей, событий буд. Пр. чемпион, поляр летчик, первопроходец. Понятие народ-ть идеологи-ся – такая орг-ция жизни, в кот достигается тотал ед-во. Об-во как одна семья. Мистич целостность, органич целостность. Это д.б. рождено. У немцев – это понятие = почва – этнич генетика. В СССР народность – сост-е об-ва, где преоблад-т трудящиеся. Правдивость и истор конкретность худ изображения д сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания труд-ся людей в духе соц реализма. В Герм объектом культ политики нацизма б изобраз иск-во, а в СССР – гл удар направлен на лит-ру. Не явл-сь художниками с.р. только те, крайне немногие, из сов художников, кто нашел основу д/эк незав-ти и работал "неофиц", не по заказам (это относится к станковой жив-си А.Тышлера и Р.Фалька 1940-50-х гг). В момент провозглашения в нач 1930-х гг с.р. был пр/поставлен реализму19; послед именно тогда б назван М.Горьким «критич-им». Орган-щую роль д б играть позитив основ-я и искренность. Идущ еще от В. Кандинского идея внутр необх-ти б соединена с идеей соц заказа: в с.р. худ-к обязан искренне выражать интересы народа, причем контроль за степенью искренности осущ-т об-во и гос-во. Гл заказчик – гос-во. Тематич выставки, посвящ-ные армии //индустрии, финанс-тся соответ-ми стр-рами (политуправ-е армии, профсоюзы), кот составляют собст-ные собрания, по аналогии с модернист-ми музеями соврем-го иск-ва, но не на формал основе, а на тематич-й. Худ-ки => в привилегир касту, нет своб продажи худ материалов. Критика – др статус, чем в зап модер-ме: нет права на дистанцию от худ-ка, в т.ч. и институциональную, - искусствоведы форм-ют выставки и музей коллекции под контролем худ-ков. С.р. б опред-н не как стиль, а как метод, заключ-ся во взятии лучшего из всех к-р ради созд-я героич-х образов, в кот инвестированы коллект желания. Синтетичность – карател хар-р: это треб-е позволяло критик-ть люб работу за ее односторонность и неполноту. Критика обвиняла худ-ков в 2-х вз/искл-щих пороках: "формализме" и «натурализме». Приемлемо м. б только иск-во, достиг-ее идеал баланса м/у 2-мя «уклонами». От авангарда 1910-20-х гг с.р. унаследовал проективность (нацеленность не на отражение реал-ти, а на созд-е проекта новой, призванного перестроить чел психику), медиальность (акцент на распрос-ние иск-ва, а не на сами работы). Но если авангард стремился к выявл-ю всего этого в стр-ре произв-я, то с.р. принял позицию синтетич реализма 1910-20-х гг (К.Петрова-Водкина, В.Фаворского и др.) – «органич-ть», образность и сокрытие конструкции произв-я. Рез-т - гл жанр с.р. - "темат картина", дидактический монтаж, где есть стиль повест-ного реализма. В созд-и стилист-го облика с.р. ключ роль сыграл процесс, обратный процессу форм-ния мод-ма как обнажения худ средств. С.р. даже в пределах твор-ва 1-го худ-ка до к. 50-х гг эволюц-вал в сторону все большей стертости приема. Этому способ-ли необарочный иллюзионизм (в монумент росписях Ю.Пименова, В.Ефанова), реминисценции классики (В.Фаворский, В.Мухина), исп-ние фотографии (А.Лактионов)//принцип-но "никакая" живописная манера, разраб-ная на ос-ве передвижн-го реализма (Б.Иогансон и мн др). До сер 1950-х гг офиц представ-е о возмож стилист-их формах с.р. неуклонно сужалось, ограничившись лишь последним из перечисл-х вариантов. Но п/е смерти Ст и смягчения эстет-кой цензуры доктрина с.р. быстро расшир-ся (на офиц выставки допущены все более модернист формы), что б не отказом от этой платформы, а послед-ной ее реал-цией: наступила нов волна интеграции в иск-во соц-зма "всего лучшего", созд-го чел-вом, хотя употребл-я термина "с.р." в это вр старались уже избегать. Круп этапы с.р. 1960-70-х гг определяют т.н. "суровый стиль" и близк к нему худ-ки, ориентир-ные на реминисценции рус иск-ва нач 20, класс живописи и соц нереализм в зап иск-ве (Н.Андронов, П.Никонов, В.Попков, Г.Коржев, Д.Жилинский и др.), а также "молодеж иск-во" 1970-х, использ-е все возм изобраз-ные стилист-е источники (Н.Нестерова, Т.Назаренко и др). В этот момент с.р. нач-т распадаться, т.к. распадается консенсус сов художников отн-но позитив, коллект-го и изобраз-го хар-ра их творч-ва. С 1950-х начин-ся движ-е "неофиц-го иск-ва", не мыслящего себя частью совет и создающего принцип альтернативу с.р.
- Социо-культурные истоки модернизма.
- Философсо-мировоззрен исто-ки мод-зма. Переоценка классич ценностей Ницше, «Антихристианин».
- Стиль модерн. Эстетизм как мировоззрен основание. Худ особенности. Соц-культ программы стиля модерн.
- Темы, мотивы, герои произведений стиля модерн. «Соломея» Уайльда и Штрауса.
- Социально-культурные истоки и худ программа авангардизма.
- Художественный модернизм. Особ-ти сознания худ-ка-мод-та.
- Модернизация об-ва и культура тоталитаризма.
- Проблема эстетических способов выпражения идеологии при тоталитаризме. Отношение феномена и власти. Феномен Лени Риффеншталь.
- Массовая культура. Её соц функции. Ортега-и-Гассет «Восстание масс».
- Константа развлекательности в массовой культуре.
- Особенности соцреалистического проекта.
- Роман культуры: проблема соотн-я модрнистского иск-ва в действительности в хх веке. Т. Манн «Смерть в Венеции», Гессе «Игра в бисер».
- Российская постмодернистская ситуация. Соц-арт как способ выхода за пределы советского сознания и языка. Анализ одного из произведений или автора.
- Культура Серебряного века (св): общая хар-ка.
- Символизм и акмеизм как осн направления лит-ры св.
- Художественная деятельность объединений «Бубновый валет», «Голубая роза», «Мир искусства» (по выбору). Н. Бердяев «Кризис искусства».
- Феномен неизобразительного искусства: абстракционизм и супрематизм. В. Кандинский «о духовном искусстве».
- Развитие абстрактного искусства в 20 в.
- Дадаизм как авангард. Анализ манифеста.
- Сюрреализм как направление авангарда. Анализ манифеста.
- Феномен абсурда в культуре хх в: версии ф. Кафки, а. Камю, абсурдистские драмы (по выбору).
- Контркультура.
- Постмодернизм (п.) как тип к-ры.