logo
культура - 5

Социо-культурные истоки модернизма.

Под м. понимают все культ процессы, связ-е с эпохой модер-ции, т.е. с к. XIX (60-70-е гг) – 60-70-е гг. ХХ в. 3/3 ХХ - постмодернизм. Сущ-ет 3 т.зр. на сущн-ть мод-зма: 1. напр-е в к-ре, иск-ве и фил-и Зап, еще с эпохи Возрож-я, опирающееся на рационал-кое мышл-е; 2. истоками мод-ма н. считать некот иррацион-ские течения в евр худ и фил мысли сер XIX в. (Ш. Бодлер и апологеты "иск-ва д/иск-ва" - во Фр, Ф. Ницще и т.н. "фил-я жизни" - в Герм). Гл теор предтечи мод-зма – Лессинг, Кант, романтики. Теор лидеры – Ницше, Фрейд, Бергсон + класс философы и мыслители ХХ в. 3. мод-м как господ-щее движ-е в к-ре ½ XX века, выступ-шее с позиций радик-го пр/постав-я соврем-ти классике (прежде всего в науке, где открытия А. Эйнштейна, Н Бора и др послужили началом эры "неклассич мышл-я"), сформ-ее принцип-но иные, чем прежде, способы и методы познания и решит-но воздейст-ее на иск-во. 60-70-е гг. XIX в. – в к-ре изм-е ценностей. Вся к-ра нач разделяться на 2 части: 1) до 60-х гг XIX в. – классич. к-ра. Устойчивая к-ра, 2 фундамент опоры: классич. античность, христ-во => это переосмысляется. 2) в м. – отказ от традиций; принцип традиции как преемственность к-ры отрицается. Мод-зму б присущ сильн пафос отриц-я предшеств-го иск-ва. Эпоха м. – бунт п/в опыта прош-го. Чк эпохи м. перестает доверять прошлому. Все это начинт казаться ненадежным, на это нельзя опереться. М-зм появ, т.к. б опред-й запрос к-ры. К-ра – не генетич наследование. Но одноврем м-зм б и св рода созидат-й работой. Энергия А. Модильяни, П. Пикассо, А. Шенберга, Д. Джойса, М. Шагала и др авторов, не наследов-х формы класс иск-ва, б устремлена на выработку адекват худ облика эпохи, б броском в будущее. Мод-зм строил свою худ символику, не обращаясь прямо к реал-ти, а мобилизуя внутрихуд ресурсы; но и эти осознанные усилия потребовали колоссал работы, кот привела в итоге к установлению нов отношений м/у человеком и миром. Мод-м, как и предшествующие худ течения — романтизм, импрес-зм, симв-зм, — вовлекал в свою орбиту значит объем «-» содерж-я мира, не забывая при этом задаваться ? о чел судьбе; в этом смысле у мод-ма б некая проекция в будущее. Если рассматр-ть мод-зм как комплекс-е дв-е в к-ре ХХ в, он отталкивался от реалист позитивист мировосприятия 19 в. Осн различия: 1. Позит-зм – описание сущ-щей реальности, модерн-зм – моделирование св рельности. 2. Д/позит-зма – реальность первична. Д/мод-зма – первичным явл-ся сознание, а вообще не важно, что первично. 3. Позит-ты: реал-ть наиб фундамент понятие. Мод-зм: реал-ть растворялась, а фунд понятием стан-ся текст. 4. Поз-зм – романт конфликт героя и толпы (Пр. Базаров). Мод-зм: этот конфликт – на 2-м плане. Если этот конфликт есть, то он изобр-ся пародийно («Доктор Фаустус» Т. Манна). 5. Д/лит-ры 19 в. – «семейность», мод-зм не касается этой проблемы (// распад семьи) Пр. «Игра в бисер» Гессе. 2/2 XIX – разв-е цивилизац процессов: города, п-ка, изобретение, жизнь стан-ся комфортной. Появ ощущение опасности, катастрофы => неврозы, много с/убийств. Неврозы – масс болезнь. Эта эпоха – декаденс (упадок). Возникает некая вилка: чк в созданном им мире, его антропологическая природа не м. также быстро измен-ся как это делает мир => пр/речиие с од ст м/у к-рой и цивил-цией (при этом к-ра ближе к чку, чем цив-я). Мир разделен на чел и нечеловеч. Мир сверхъестест тоже выделяется, над этим чк не властен. В сфере ест-го чк б хозяином, а в мире сверхъест – чк ничего не решает – раньше это силы религии, природы. Мир стан-ся атеистичным. Власть над миром чку дает господство над техникой. Чк обладает безгран-ми познават-ми и образов способ-ми. Чк настолько всемогущ, что бог не н. 1-е к-ры – природоцентричны, 2. теоцентр, 3. антропоцент, 4. в модерн чк сам создает законы, по кот будет созд-ся мир. Мир предстает оч пластичным, чку-творцу опыт прошлого очень мешает. Возникает ситуация: чб создать что-то новое, н. создать его из ничего. Ницше говорит, что бог умер => н. свергнуть бога и поставить на его место чка. Богом Ницше б природа. Есть саморазвивающаяся материя. Чк нач заниматься выведением нов вида чка – принципиальная идея модернизма => сверхчк. Чк д стать сверхъест-м. У Ницше не атеизм, а обожествление чка. Почему чк не опирается на традиции? Любой процесс индустр-и обладает пр/речием => поэтому он и разв-ся. Н создать много продуктов, и они д б стандартными => их б. много, это дешево => н все автоматизировать. Демократизация в течение XIX – забота о больш-ве. Индустриал-я д способствовать упрощению мира. Появ. идея стандарта обр-я, одежды, еды => чк и его мышление стан-ся стандартным. Не прошлое д ценится, а настоящее. Индустр-я нуждается в потреблении, т.е. в рынке. Потребление стимул-ет произ-во. Само индустр об-во порождает 2 типа личности: 1. потребитель, механизм, армия рабочих; 2. люди-изобретатели во всем, эти люди д думать о будущем. Мир переворачивается: если раньше мудрым был тот, кто знал традиции, сейчас победит тот, кто будет стоять одной ногой в будущем. Масс к-ра угрожает к-ре элитарной. Элита – это творцы, элитой стан-ся не по происхождению, не по деньгам, а люди, кот м что-н. придумать. Массе отказано в творч ф-ции. Масса только потребляет. Т.о. эта ситуация не враждебная. Постмодернизм будет смешивать к-ру: будет непонятно, что это: масс к-ра//элитар. Чк эпохи мод-зма не м опираться на опыт прошлого. Мудрость нах-ся далеко в прошлом, а сейчас наоборот, мы доверяем тому, что написано недавно (премьеру более почетно посмотреть, чем старый фильм).