Культура Серебряного века (св): общая хар-ка.
Н.А. Бердяев назвал этот период «сереб веком» или «рус культ ренессансом». СВ длился недолго – с кон 19в до 1917г. Осн направления: символизм, футуризм, акмеизм, «мирискусничество», твор-во Скрябина, Белого, Кандинского и т.д. СВ соединил трад (золотой век) и новаторство (нов худ напр-е). Поиск общих истоков этого напр-я следует искать в общ переменах предревол-й эпохи. Р вышла в передовые страны по ур-ню разв-я. Войны, рев-я => наруш-я стаб-ти об-ва => созд-е иной среды д/разв-я к-ры. Распадалисьь остатки с-мы феод отн-й, эволюционировало общин мышление. Изм-ся «соц статус» иск-ва. => открывается огр кол-во объед-й по интересам. Пр – религиозно-философское об-во (Мережковский, Розанов, Философов), «Мир иск-ва» (Бенуа, Бакст, Добужинский). Появ. разл кружки, один из них «Среда» - Андреев – среда обитания чка и собирался по средам. Лит-ра как культ. центр сохраняет свои позиции. Выражает критич отн-е к критич реализму. Понятие «СВ» б введено довольно поздно. Н. Бердяев – русский религиоз ренессанс. Н. Оцуп – поэт-философ – сравнивает к-ру СВ с тем, что б. в золотом (похожи). Диалогичность заключ-ся в диалоге символизма и модернизма и авангарда. В чел плане СВ – это всего несколько сотен чк. Люди разн поколений и эпох. Стирается грань между профессиями. Несмотря на малочисленность, влияние их на к-ру огромно. Предпосылки СВ появ-сь в 80-е гг 19 в. 1882 – Мережковский «О причинах упадка и о новом течение рус лит-ры» => обоснование эстетики рос мод-зма. Объед-щее начало СВ – сверхпроблемы, которые б. вывинуты во всех видах иск-ва. Взрыв поэзии. Центр поэзии – чк, его чувство, его слияние с миром. В то же время, двойственность – хар-ка к-ры. Это то, с чего начинается фр символизм – статитизация безобразного. В то же время, в реальной жизни – парадокс – форм-ся массовая к-ра. Народ поэтов знает оч мало, их знает только элита. Народ читает женск романы (по-моему Павловская), ее романы выпускались полумиллионными тиражами, а «Преступление и наказание» 2000 экземпляров не м продать за 4 года. Все поэты СВ жили достаточно бедно. Никому не удавалось прокормиться стихами. В энциклопедическом словаре 1913 не пишет о Брюсове. На фоне бесконечного интереса к темной стороне чка шло пр/стояние золотого и СВ. Русская лит-ра здоровая. Сереб к-ра – большая лит-ра большого века. Сологуб – декадент и символист, был обвинен черт знает в чем. Вся к-ра СВ – декадентская. Появ тип поведения и внешности: демоническая внешность: белая кожа, черные наряды, худоба. Девушки специально для белизны пили уксус. XIX-XX –перелом, как считали поэты СВ. Философия трад материализма принижает душу, идеализм – тоже плох, т.к. он недооценивает потребности чка. Нов. этап – попытка слияния фил-и, иск-ва, к-ры, нравственности. Переплетение этих сфер происходит на практике. Форм. салоны в Питере и Москве философ хар-ра => философско-религиозные собрания в доме Мережковского и З. Гиппиус. Она одна из основоположниц символизма. В/г них художники религ направления (Розанов, Бердяев, Блок, Белый). Журналы «Новый курс», «Вопросы жизни». Редактор «Новый путь» - Перцев боролся с утилитарно-позитивистским мировоззрением. Изд-во «Путь» принадлежало вдове С. Морозова. Стремление к поиску свойственно к-ре ХХ в. В этом изд-ве б. выпущены поэты СВ. В.Иванов – поэт-философ – кружок – собрание в башне (жил в доме с башнями). Один из отцов к-ры СВ – Владимир Соловьев – теоретически оформляет космологизм. Он умирает в 1900, 47 лет. Неженат. В 27 г. – профессор МГУ. Он был за помилование убийц А2. Он не дружил с властью. А3 называл Соловьева психопатом. Соловьев нач. свою философию с критицизма. Критикует сложившуюся рацион об-во, где вера – на 2 плане. Вся к-ра базируется на вере. Рус сознание ставит ? о цене к-ры. К-ра символич и духовная, религиозная, цив-я – жизненна, материальна, атеистична. Пр/поставление к-ры и цив-и => осмысление дейст-ти (сущ-е неск реальностей). К-ра признает двойную (или вторую) реальность. В Р. гл выразитель поиска – Ф. Ницше. Все его читают. Ницше: чком и об-вом движет не только то, что он осознает, есть силы, кот выше чка. В к-ре ХХ в эти силы получают разные названия: власть, бессознательное. Популярна идея Ницше о сверхчке. => дух поиски д/созд-я этого чка. Младшие символисты – «Кружок аргонавтов». Их задача – созд-е сверхчка. Это д.б. новые люди, кот д. сущ-ть в новой реальности, в новых формах. Эта идея оч популярна. «Новый чк» - новая форма жизни – афиша лекции. Жизнь д. строится по законам иск-ва. Представители сер века уловили мод-зма в целом. Символизм – образ жизни (они сами так считали). Реальность мифологизированная. Любовные треугольники: полное слияние с миром. А.Белый решил создать сверхчка. И.Петровская – кандидат. Он написал ей «Развитие душевной жизни». Но она влюбилась в Белого => это не входило в его планы => ему не удалось. Включается Брюсов, он увлекался черной магией. Она захотела убить Брюсова на лекции Белого.
- Социо-культурные истоки модернизма.
- Философсо-мировоззрен исто-ки мод-зма. Переоценка классич ценностей Ницше, «Антихристианин».
- Стиль модерн. Эстетизм как мировоззрен основание. Худ особенности. Соц-культ программы стиля модерн.
- Темы, мотивы, герои произведений стиля модерн. «Соломея» Уайльда и Штрауса.
- Социально-культурные истоки и худ программа авангардизма.
- Художественный модернизм. Особ-ти сознания худ-ка-мод-та.
- Модернизация об-ва и культура тоталитаризма.
- Проблема эстетических способов выпражения идеологии при тоталитаризме. Отношение феномена и власти. Феномен Лени Риффеншталь.
- Массовая культура. Её соц функции. Ортега-и-Гассет «Восстание масс».
- Константа развлекательности в массовой культуре.
- Особенности соцреалистического проекта.
- Роман культуры: проблема соотн-я модрнистского иск-ва в действительности в хх веке. Т. Манн «Смерть в Венеции», Гессе «Игра в бисер».
- Российская постмодернистская ситуация. Соц-арт как способ выхода за пределы советского сознания и языка. Анализ одного из произведений или автора.
- Культура Серебряного века (св): общая хар-ка.
- Символизм и акмеизм как осн направления лит-ры св.
- Художественная деятельность объединений «Бубновый валет», «Голубая роза», «Мир искусства» (по выбору). Н. Бердяев «Кризис искусства».
- Феномен неизобразительного искусства: абстракционизм и супрематизм. В. Кандинский «о духовном искусстве».
- Развитие абстрактного искусства в 20 в.
- Дадаизм как авангард. Анализ манифеста.
- Сюрреализм как направление авангарда. Анализ манифеста.
- Феномен абсурда в культуре хх в: версии ф. Кафки, а. Камю, абсурдистские драмы (по выбору).
- Контркультура.
- Постмодернизм (п.) как тип к-ры.