logo
культура - 5

Дадаизм как авангард. Анализ манифеста.

Это течение вошло в ист к-ры как бунтарское направление, разрушившее традиц изобразит приёмы и существенно обновившее технику письма. Возникнув как литерат течение, это направление искусства проявлялось и в живописи, и в фотографии, и в скульптуре. Дадаизм просущ с 1916 по 1922гг => влияние на все послед искусство. Лозунг – «никаких манифестов, стилей». Цель худ-ка – переоценка ценностей. 1916 – в Цюрихе собир группа твор людей, кот «-» оценили ПМВ. Это объед-е стало собираться в кафе «Кабаре Вольтер». Пост-но эти молод люди представили там свои программы. Основатели: Тристан Тцара (румын поэт), Хуго Балль. 1-й дадаист вечер нач с манифеста: их деят-ть вне всякого стиля. Они высказывались п/в каких бы то ни было программ, заявляя, что единств программа дадаистов – не иметь программ. Они пыт найти слово, кот ничего не обозначает => само название настраивает на игру, на фр "дада" - дет игрушка в виде коня, на нем - "будь добр, слезь с моей шеи", у детей - лепет. По-рус "дада" (да-да) - двойное утверждение. Балль: «дадаист – инфантил существо, завязшее в игре слов…». Л. Бретон: «дада признает только инстинкт». Р. Хюльзенберг: «дада – примитив отношение к дейст-ти». Нем худ-к Р. Гюльзенбек: «дадаизм – вопль попавших в опасность личностей». Задача дадаизма – тотальный нигилизм. Отрицаются все ценности гуманизма и чел достоинства. Дада – отклик на «кризис» науки, философии, искусства. Несмотря на задачу всеобщего отрицания, дадаизм б связан с эстетикой современных ему худ течений. Его представители смогли нащупать основу буд худ течений и придумать некоторые совершенно нов приёмы и формы творчества, такие как коллаж, "аэрограммы", "реограммы". Дадаисты первыми стали представлять обыденные предметы как объекты искусства. Философ истоки – Ницше + анархизм Бакунина + теория Отто Грасса (мораль – репресс форма к-ры) – близок к анархизму. Модернист искусство => в музеи. Появ арт-бизнесс – это не устраивает дадаистов. Продадаизм склад в 13-14гг. Дад-ты почитали Пикассо, Маринетти, Шагала, Кандинского, Г. Аполлинера. Они предлагали свой язык. Дад-ты критиковали кубизм, кот не до конца разрушает стар искусство. Поддерживали футуристов + экспрессионизм + абстрак искусство (критика подражания). У футуристов они заимствовали брюитистскую музыку, кот они исполняли не «немкзык» инструментах – свистках, сковородках, пишущих машинках и тд. Все выступления дад-тов сопровождала дух полемика. Боролись п/в конструк-ма и неокласс-ма. Свою деятельность дадаисты нычали с обессмысливания худ и лит произведений => писали некие «фонетические поэмы» - набор отдельных слогов и деформир-х слов. В дальнейшем они читали со сцены тексты, кот делались по методу «автомотич письма» => каждый участник писал фразу, не зная, что написал его предшественника. Макс Эрнст - основатель нем группы «Дада» - более умерен крылу дадаизма. В его картинах «Изничтожение невинных», «Император Убу» и.т.д. сухим безжизнен письмом изображено алогичное сочетание людей и вещей. Он – сюрреалист: «д/дада важен принцип 2-х несводим-х реал-тей в среде им чуждой». Все, что воспринимается – все сложно => чк и к-ру н показать во всей ложности и гнусности. Искусство распалось на нек группировки. Это то место, по кот м ударить, ч/б достичь эффекта. Для др представителя дадаизма - Франсиса Пикабия - характерны картины напоминающие технич чертежи: «Дитя карбюратор», «Любовный парад». Ф. Пикабия – выставил чернильницу, кот называет «Св Девой» => на 1-й план выходит институцион аспект: чк, кот видит обыч вещи в музее, восприним не утилитарно => реализм. «Все вещи не истинны, а сомнительны». Если произведение имеет к-л немыслимые истины (смыслы) => искусство. Подобные произведения дадаизма являются каким то проблеском в общем сумбурном, анархичном бунте художников. «Дада» против надоевшей и в то же время необходимой действительности, а в конечном счете- против всего чел прош и настоящего. Возможно, из за этого противоречивого проблеска короткое вр дадизмом интересовались такие крупные прогрессивные художники и писатели, как Пабло Пикассо, Поль Эллюар и.т.д. М. Дюшан «L. Y. O. O. Q.» - переоформл-я Мона Лиза (придел-т бороду и усы). Мона Лиза восприн-ся как символ искусства => от него н избавиться. Этот принцип исп в постмод-ме. Бааргельд – интерпрет-ция Венеры Милосской. С его именем связ дадаизм. Дюшан нач в Н-Й => склад-е дадаизма в США. Он произвел реконструкцию искусства. 1913 г. - Ready Made – 1-я работа Дющана (сушилка д/бутылок). Затем выстав-ет произв-ние «Фонтан» (писуар) => скандал. Критики выпустили огром кол-во статей. Переоценка этого жеста – лишь в 50-е гг. Дюшан счит, что аван-ты не делают послед шаг. А дад-ты его делают => окончат нарушаются границы м/у искусство и действ-ю. К. Швиттерс – «мусор дизайн» - собирал мусор и сост колонны. Дело его жизни – созд-е колонны в совем доме => когда она достигла потолка, то проделал в нем дырку и вывел на 2-ой этож – название «Мерц-колонна». Утверждал, что цив-цию хар-ют не только и не столько достижения, сколько отходы => мусор как произведения искусства. Он работал еще и на контрасте: бурж худ-к, кот выстав-т небурж произв-я. Считал, что искусством становиться все, к чему прикоснется рука худ-ка, и не только рука, но и то, что худ-к отхаркивает и выплевывает – произведения искусства. Принцип коллажа – «соединение». Бол внимание дадаисты удел-ли коллект акциям. На одной из них выработан симул стих. Пр, 1916 – «Танец смерти».Дадаисты определили себя свобод от соц ограничений. Дадаизм – наиболее четко выраженное нигилистич направление искусства модернизма. Произведения дадаистов прежде всего странные бессмысл коллажи или просто неуместно выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи. Дадаизм ни в социальном, ни в художественном смысле не представляет собой сколько-нибудь программного тем более целостного течения. Но кроме того, это та «пустота», то «ничто», пройдя сквозь которое большинство уходило в сюрреализм, а некот - в абстракционизм. П/е окон-я в-ны группа начин распадаться. С 1919г группа сущ-т разрозненно. В Париж уезжает Г. Тцара, вокруг кот – ядро сюрреал-ма (Г. Арп, Ф. Супо, Кокто). Фев 1922 – бол деят-ть – Бретон, у кот – конфликт с Тцара. Он счит, что истина – фил Фрейда. Бретон созыв Париж конгресс => созд-ние сюрреал-ма. В Берлин приезжает Хюльзенб. Центры – Кельн, Цюрих, Берлин. Нем дадаизм – по пути полит-ции. Созд образ Гитлера как сверхчк. Выпускается «Дадад – альманах», организ-ся интернац выставка, на кот выставляется 167 полотен. Конец дадаизма сост в Герм. С 1922г те худ-ки, кот сотруд-ли с дадаизмом, перешли к сюрреал-му, др – сове крыло. У дад-тов слова расх-ся с делом, т.к. все, что они делают, н б объяснить. Анализ манифеста. Манифест к первому вечеру дадаистов в Цюрихе 1916 г. Х. Балль останавливается на слове «дада». Они взяли его из словаря Ларусса Оно понравилось им тем, что ничего не обозначает конкретно, не имеет смысла ни в этимологии, ни в истории, ни в психологии. Балль комментирует: «Интернац слово. Только слово. Слово как движение. Все просто до ужаса. Создать из этого направление в искусстве – значит предвосхитить многие трудности». По Баллю дада – это все – «дада- это душа мира. Дада – это гвоздь сезона. Дада – это лучшее цветоч мыло». Балль «против слов, кот изобретены другими». Слова для дадаистов ничего не значат, это просто одна из форм, все идея можно выразить по-другому.