logo
культура - 5

Сюрреализм как направление авангарда. Анализ манифеста.

Сюрреализм (от фр surrealisme - буквально сверхреализм) - модерн направление в искусстве ХХ в. Источник искусства - сфера подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом разрыв логич связей, замененных субъектив ассоциациями. Глав черта - противоестеств-ть сочетания предметов и явлений, кот придается видимая достоверность. Возник в Париже в 20-х гг. В это вр вокруг писателя и теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников - это худ-ки Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты - Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Возник на основе дадаизма. А. Бретон: предложить порвать с дад-ми => назвать нов направ-ние сюрр-м: трансф-ция мира и изменение жизни. Воображение – то, что склонно стан-ся реал-тью. Сюрреал обращ-ся к романт традиции 19в. В 1-м манифесте сюрреал-ма: есть события, кот разв-ся паралл-но с реальностью. Пред-ли: Г. Аполлинер, Бодлер. 1917г – Аполлинер «Сосцы Тиресси» (поэма) – сюрреалист драма в 2-х актах. Под словом сюрреализм Аполлинер понимает реальность, кот на 1-й взгляд невидна. Муж рожает детей. У жены груди превращ в шарики => улетают => она стан-ся муж => идет в парламент => Терезия стан женщиной => возвращ в семью. Сюрреал-м обращ к интуиции. Пр, Шопенгауэр, А. Берксом. Воображение – проявление интуитив воли (то же, что и у Фрейда - бессознател). Концепции Маркса, Ницше, Фрейда, выявл-е кризис к-ры, явл еще одним фил камнем сюрреализма. Один из ведущих постулатов: сюрреал д б и на улице. Бретон и его соратники по полит взглядам – левые. Сюрреализм, по Бретону, это чистый псих автоматизм, кот выраж мысль (будь то письм, будь то устн), это диктовка мысли, выкл всякий контроль разума, всяк морал предубеждения. Сюрреал как движение появл в 1919г, когда созд журнал «Лит-ра» (Бретон, Супо, Арагоном). Аполлинер себя сюрреал-м не считал => 1-й сюрреал поэмой явл «Магнич бури» Ф. Супо (в ж. Лит-ра). Вокруг ж-ла групп-ся литераторы, худ-ки (Эрнест, Дюшан, Тцара, П. Элюар). Бретон предлож исп-ть термин сюрр-м в 1922г. 1924 – 1-й манифест сюрреалистов. Основа твор метода: чистый психическ автоматизм. Цель – выразить реал функционал мысли вне к-л нравст соображений. ж «Лит-ра» закончил св сущ-ние из-за нехватки денег. 1924 – ж «Сюрреал рев-ция» + возн Бюро сюрреал исслед-ний, кот запис-т сны людей и анализ-т их. Они б уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, кот должна б утверждена на земле. Свои собрания эти люди называли термином sommeils - что означает "сны наяву". Во вр своих "снов наяву" сюрреалисты занимались странными вещами - они играли. Их интересовали случайные и бессознат смысловые сочетания, кот возникают в ходе игр типа "буриме": они поочереди составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных др участниками игры. Так однажды родилась фраза " изысканный труп будет пить молодое вино". Целью игр - тренировка отключения сознания и логич связей => из бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы. Сновидения б важны. Сюрр-м базируется на сновидении. Reve – мечта, грёза, снов-ние. Бретон: сон и реальностьсоед-ся в сюрр-ме. Способы погруж в состояние Reve б различными. Сюрреал-ты одновр-но увлекались гипнозом и психотроп ср-ми, наркотиками. В сюрреал происх-т единение, кот невозм-но в реал-ти. Еще 1 способ, помимо чистого мех-ма сорр-ма, - исп-ние случайности. Причем Бретон поним-т ее по-марксист. Но случ жесты – выражение нашего бессознательного, они не прошли ч/з «сито разума». Оговорки – то, что чк сам от себя скрывает. Ч/б расшифр-ть случайное и бессозн-е, это н записать. Переход от "механических" приемов к "психическим" (или психоаналитическим) постепенно захватил всех ведущих мастеров сюрреализма. Андре Массон – 3 условия бессознат творчества: 1 - освободить сознание от рац-х связей и достичь состояния, близкого к трансу; 2 - полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутр импульсам; 3 - работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного. Сюрреал-ты обратились к различ техникам написания. М. Эрнст придумал гроттаж (техника написания) и фроттаж. Фроттаж – техника натирания – когда под полено кладется неровная фактура и она натирается грифелем. Гроттаж – процарап-е красоч слоя. По краскам процар-ся контуры. Фюмаж – одымление, обкуривание. Эрнст => дриппинг – беспоряд-е разбрызгивание красок. Начиная с сюрр-ма, изм-ся представ-ния об авторе. Автор перестает быть демиургом. Автор – некий свидетель, соц частник в силу принципа случ-ти. 1926 – Сюрр театр (Арто и Р. Витрак - основатели). Жестокий театр: чк, когда приходит в театр д исп шок. 1927 – усил-ся политизация сюрреал-ма. Сюрр-м не польз понятиями морали. Только театр м возвр чк в доистор состояние. Арагон, Бретон вступ-т в коммун партию. Др сюрреал-ты рвут с ними. С. Дали и Бунюэль снимают фильмы «Андалусский пес» (1930), «Зол век». Они составили классику сюрреал жанра. Впослед Дали отошел от кино, Бунюэль – извест кинореж-р => «Дневная красотка» (К. Денёв): с 1 ст, домохоз-ка, с др, - когда муж на работе, она ходит в публич дом => непонятно, где сон, а где реал-ть. Начиная с ВМВ центр сюрр-ма => в США. Актив деят-ть сюрр-ма – 20-30гг. Затем это направл-е движимо отдел деят-ми (С. Дали). Дали: Гитлер затеял ВМВ только д/того, ч/б проиграть, т.к. он –мазохист. Осн темы Дали: влечение к смерти и влечение к любви. Дали изгнали из среды сюрр-ма за «заигрыв-е с властью» + за то, что он поставил на поток автоматич технику написания картин. С. Дали начин как эпатаж худ-к => «я плюю на свою мать» => разрыв с семьей. Под именем матери подраз-ся все то, что контр-т разум: отказ от всего, что свято, т.к. мы не знаем, что свято. Дали гов о паранойе: все предметы – в навязан состоянии => паранойя = худ тв-во (весь мир выражает к-то идею окруж-щим). Свой метод Дали опред как параноидально-критический. Критич часть н, ч/б фиксировать бессознат-е. То, что нас окруж-т, не естьистинное. Истинное – сюрр-ть. Для сюрреализма в том виде, как его исповедовал Дали, нет ни пол-ки, ни интимной жизни, ни эстетики, ни ист, ни техники и ничего др. Есть только Сюрреалистич Творчество, кот превращает в нечто новое все то, к чему оно прикасается.

Анализ манифеста. Манифест сюрреализма И. Голль 1924. В нем говориться, что «реальность – основа любого велик искусства», а «природа – источник любого худ творения». Источником сюрреализма они видели кубизм, но сюр-м наход-ся на более высоком худ уровне. Прародителем сюр-ма станов-ся Г. Аполлинер, кот вызвал его к жизни. В его ран произведениях м найти те элементы, что и в произведениях первых кубистов. Он работал с «первичной материей языка». Аполлинер черпал свои образы из повсед жизни. Для него глав – это «быстрота ассоциаций в промежутке м/у впечатлением и его выражением, что определяет кач образа». Сюр-м «выражает себя непосредственно, интенсивно, он отвергает средства, опирающиеся на абстр понятия из вторых рук: логику, эстетику, грам эффекты, игру слов». Для сюр-ма как отражению эпохи свойственно изъясняться визуальн знаками. Сюр-м интернац-н. Представители сюр-ма считали, что это направление отражает тенденции к разрушению, кот появ-ся вслед за созиданием. Согласно манифесту задача сюр-ма – открыть природу, изначальные ощущения чк, творить с помошью нов худ мат-ла.