logo
культура - 5

Философсо-мировоззрен исто-ки мод-зма. Переоценка классич ценностей Ницше, «Антихристианин».

К непостредст теорет лидерам м-зма относят Ницше, Фрейда, Бергсона и мног некласс философов и мыслителей ХХ в. Ницше 1-ый философ, кот приобрел огром известность. Ницше читали даже полуобраз. люди. Именно он впервые вводит понятие «переоценка ценностей». Он ставит диагноз об-ву: к-ра больна, челов-во больно, чк болен и вырождается. Причина этому – упадок внутр сил, из к-ры ушла жизнь. Чк не хочет больше жить, перестает ценить жизнь, а ценит др вещи. Все требует лечения, кот Ницше нач-т с глобал переоценки всех ценностей. Все развив нормально до 5 в. до н.э. => время рождения мир религий, классич фил-фии, в это время – смена дионисийского культа на культ Апполона. Идеал здорового об-ва и чка – др/греч досократовая цив-я с дионисийским началом (приоритет инстинктивной воли к жизни, игра жизн сил, свобода от диктата разума). Д/Ницше Сократ – враг №1. Почему? С Сократа, Ветхого Завета и ос-но в христ период начался декаданс к-ры и чел-ва. Гл предпосылки и причины кризиса Ницше видит в госп-ве разума над инстинктом. Гл ошибка – подмена истины ложью и послед-е построение на этой лжи всей евр к-ры. В рез-те к к. 19 в. кризис достиг своего апогея. Суть: Сократ завел в чел к-ре моду на рефлексию, что явл раковой опухолью => именно это дистанцирует объект от субъекта. Возник внутр раздвоение, появ голос совести. Начиная с этого времени, чк перестает жить и получать радость от удовлет-я своих желаний. Гл категория жизнен порыва – это воля (важнейш жизн мез-м). Воля – перевод внутр «Я» в матер мир. Она пр/стоит разуму. Сила, власть, воля нах-ся по ту сторону добра и зла. Если у чка нет воли, чк никогда не будет счастлив, ни одна чел идея не м.б. воплощена без воли. Воля – такой мех-зм, кот м. реализовать люб ценность. Чем больше рефлексии, тем меньше жизни. Рез-т – чел-во устало от такого чка. Все идеи – в «Антихристианине. Опыт критики христ-ва». => перв и единств законченная часть глав труда Ницше => 1888 г. у него сложился план книги "Переоценка всех ценностей", 1-ой книгой стал «Антихристианин». Ницше предлагает нов идеалы и ценности, отказ от культа разума, раскрепощения тела, инстинктов, возврат к полноценной нескованной никакими условностями физиологич жизнью. «Жизнь для меня - тождественна инстинкту роста, власти, накопления сил, упрямого существования; если отсутствует воля к власти, существо деградирует». Говорит о прогрессе: «"Прогресс" - это просто современная, то есть ложная, идея. Поступат-е развитие отнюдь не влечет за собой непременно возрастания, возвышения, умножения сил». 2-й враг – это хрис-во, не Христос, Ницше его уважает, а хр-во воспитывает людей слабыми. Пр/поставляет Христу - Диониса, спасению - "вечного возвращения", состраданию — страдания, христианскому "обожению" - "сверхчка". Хр-во вело б/бу со сверхчком. «Христ-во принимало сторону всего слабого, низкого, уродливого; свои идеал оно составило по пр/положности инстинктам сохр-я жизни, жизни в силе; хр-во погубило разум даже сам сил духом натур, научив чувствовать заблуждение, искушение, греховность в самых высш ценностях духовного». Хр-во называют религией сострадания... Сострадание пр/положно аффектам тонуса, повышающим энергию жизн чувства,- оно воздействует угнетающе. Сострадая, слабеешь. Христ-кий бог - бог больных. Оно пр/стоит всякой благоустроенности духа, в качестве христ-го в дело годится лишь больной разум. Хр-во он пр/поставляет воле. Ни мораль, ни религия хр-ва ни в одной точке не соприкасаются с действит-ю. Сверхчк тоже духовный, он д.б. здоров. Дух помогает освоб-ся жизнен началу. Хр-во учение ложное. Христианин – декадент. Предлагается строить нов духовность на основе телесности, т.е. на др. почве, на природе. Сравнивает буддизм и хр-во. Осудив христианство, Ницше оправдывает превосходящей числом приверженцев буддизм. Обе нигилистические религии, обе религии decadence'а и близки, и самым замечат-м образом разделены. Критик хр-ва глубоко благодарен индийским ученым за то, что м теперь сравнивать... Буддизм реалист хр-ва; он возник в итоге продолжавшегося 100 лет философ движ-я. Буддизм - это единств во всей истории настоящ позитивист религия; буддизм провозглашает уже не "б/бу с грехом", а "б/бу со страданием", тем самым всецело признавая права дейст-ти. Буддизм глубоко отличается от хр-а уже тем, что самообман морал понятий д/него пройденный этап; на моем языке он - по ту сторону добра и зла. Предпосылками буддизма - оч мягк климат, кротость и вольность нравов, немилитаризм. Высш цель - радость духа, невозмутимость, отсутствиь желаний. Буддизм - религия, где соверш-во - это норма. В хр-ве на 1-й план - инстинкты угнетенных: в нем ищут спасения низшие сословия. Буддизм не обещает, а держит слово, хр-во обещает все, а слова не держит. Ницше задается проблемой, как бог допустил такую участь Христу? Ответ до ужаса абсурден: бог принес своего сына на заклание ради прощения грехов. Искупит жертва, да еще в самой отвратит-й, варвар форме - невинного приносят в жертву за грехи виновных! Какое устрашающее язычество! Ведь Иисус упразднил понятие "вины" - он устранил пропасть, разделявшую бога и чка, его жизнь б этим единством бога и чка. Опровергает, что вера спасает, а гов что вера не сдвигает горы, а только при случае воздвигает их там, где их раньше не б. Ницше называет идею хр-ва декадентской, ставит знак равенства м/у анархизмом и хр-вом: их цели, инстинкты - все направлено на разрушение. Самое лучшее док-во этому – история - она показывает все с ужасающей ясностью.