Развитие абстрактного искусства в 20 в.
Абстракционизм как направление в искусстве зародилось в 1910-1913 гг одновременно в неск странах Евр. Объясняется это тем, что начало 20 в б временем эксперементов в изобразит искусстве. Абстр-м сложился на почве логического завершения тенденций кубизма и футуризма. Худ-ки-абстр-ты свои произведения выстраивали исходя из формальных элементов, основой кот была линия, цвет пятно и отвлеченная конфигурация. В 1912 в Голландии формир-ся неопластицизм. Инициатор - П. Мондриан – начин с натюрмортов. Идейный источник нов направления – теософские учения. В 1911 Мондриан впервые сделал попытку выразить теософские идеи средствами живописи => триптих «Эволюция» => 3 обнажен женщины, представ-ие 3 состояния духа – это первое и послед обращение Мондриана к образу чк => пришел к геометр формам + опора на мат-ку => материя единичного и множест-го. С 1917г он выпускает ж. «Стиль» со своим последователем Т. ван Дусбургом (до 31г). Мондриан считал, что прямой угол – соотношение 2-х «крайностей» - символизирует пластически выраженное постоянство. Использовал первичные цвета => придает живописи просветленность и легкость. В своем стремление к исключ плоскому изображению он отказался от использования кривых, вносящих врисунок иллюзию пространства. Программа жур-а провозглашала создание универсал образа мира посредством прямоугольников разного цвета, отделенных др от др жирной черн линией. Так появились бесчисленные композиции без названия, под номерами и буквами. Мондриан был буквально одержим культом равновесия вертикалей и горизонталей и порвал с журналом "Стиль", когда тот ввел в 1924 году как компонент выразительного языка угол в 45 градусов. Положения Мондриана в 40-е годы б подхвачены итальянскими "конкретистами". Опираясь на утверждение Мондриана, что "нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость", они стали создавать "новую действительность" из линий и плоскостей открытого желтого, красного, синего цвета. Абстрактный экспрессионизм. Представителями абстракт экспрессионизма б Джексон Полок (1904 - 1984), Вильям де Кунинг (1912 - 1956), Марко Ротко (1903 - 1970). Послевоенный абстр-м прямо не связывал себя с геометри традицией абстр-зма (К. Малевич, П. Мондриан). Прим по отношению к живописи (1-е п/воен 10-тие). Понятие возник в США. Все направ-я соврем искусства во 2/2 20в. получ свое развитие. Пр, поп-арт. Аб экспр – 1-е течение, кот предполагало США как выразителя. Возн-ет как реакция на сит в мире и искусстве. Др название – «живопись действия». Получ изв-ть только благодаря Поллаку. «Живопись» действия – метод спонтанного нанесения краски (дриппинг). Живопись действия выросла, опираясь на иррациональные основы сюрреализма. Единств ф-ция искусства - действие, кот выполняет сам худ-к. К. 40-50егг. – Поллак подготав-т почву д/постмод-ма. Его интер-л абстр-м Кандинского, экспресс-м Дали. Картины Поллака – вытянуты в длину. Отказ от сюжета. Живопись Джексона Полока поддерживается проекцией действия. Наиболее важное в творчестве: автоматизм - творческий процесс, а не получаемый результат. Этот метод творчества кажется простым, но вместе с тем и сложным. Создавая композицию, художник свободно льёт, наливает краски на полотно. Эти работы очень экспрессивные и очень оживлённые. Основная проблема, которую решают эти художники - отношение цветов. Фильм: Ж. Поллак «Люцифер». Он изменил природу созд-ния картины. «Ночн туман» (1945) – воплощение ожидания неизвес-ти. Снижение статуса тв-ва => эта проблема трансф-ся => «живопись молчания». Такая живопись отлич от детского рисунка статусом худ-ка. Др знаменитым евр представителем «живописи действия» б Жорж Матье, приблизивший технику экстаза к спектаклю. Он устраивал свои сеансы живописи в присутствии публики, на глазах кот испещрял полотно закорючками, запятыми и точками. Во вр своих шоу, сопровождавшихся музыкой, он б облачен в средневек костюм. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (эта живопись «отличается от обыкновенной историч живописи тем, что ничего не изображает - ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». (Авагян Т.И.) П/воен вр – 2 тенденции: «жив-сь дей-я», «минималист искусство» (минимализм) - минимал испол-е изобраз ср-в, чист красок. Минимализм - направление в живописи и скульптуре, распространив-ся в 1960-1970-е гг преимущ в США. Его истоки – в супрематизме, дадаизме, абстракционизме. Термин «минимализм» принадлежит Р. Уолхему. Представители – К. Андре, М. Бочнер, У. Де Мария, Д. Флэвин и др. Как явствует уже из названия, искусство минимализма сведено к своей основной сущности; оно чисто абстрактно, объективно и анонимно, лишено внешней декоративности или экспрессивного жеста. Живопись и графика минимализма монохромны и часто воспроизводят математически правильные решетки и линейные структуры. Скульпторы-минималисты используют промышленные процессы и материалы, такие как сталь, пенопласт или флуоресцентные трубки, для создания геометрич форм, часто - большими сериями. Подобная скульптура, не прибегает ни к каким иллюзионистическим приемам, за - то рассчитана на тактильное восприятие зрителем. Минимализм можно рассматривать как реакцию на эмоциональность абстрактного экспрессионизма, господствовавшего в искусстве на протяжении 1950-х годов. Идея концептуальной предопределенности творческого процесса в минимализме получила развитие в концептуализме. Концептуализм – послед по вр возникновения (60-80-ые гг) круп движение круп движение авангарда. Одни из основателей – Дж Кошут и Солом Ле Вит. Представители – Р. Берри, Д. Хюблер, Л. Вайнер, Е Хессе и др. Концепт-м претендовал на роль феномена к-рыя, синтезирующего в себе науку (прежде всего гум науки, но и мат-ку), филос-ю и собственно искусство в его нов понимании (арт-деят-ть, артефакт). На 1-ый план выдвигается концепт – замысел произведений, документ зафиксир проект. Суть арт-деятельности не в изображении идеи, а в самой «идее». Глав – фиксация концепта и процесса его материализации. Классич образец нач констр-ма – композиция Дж. Кошута «Один и три стула» - сам стул, его фотография и словесное описание стула из словаря. Констр стал переходным явлением от авангарда чз модернизм к постмодернизму.
- Социо-культурные истоки модернизма.
- Философсо-мировоззрен исто-ки мод-зма. Переоценка классич ценностей Ницше, «Антихристианин».
- Стиль модерн. Эстетизм как мировоззрен основание. Худ особенности. Соц-культ программы стиля модерн.
- Темы, мотивы, герои произведений стиля модерн. «Соломея» Уайльда и Штрауса.
- Социально-культурные истоки и худ программа авангардизма.
- Художественный модернизм. Особ-ти сознания худ-ка-мод-та.
- Модернизация об-ва и культура тоталитаризма.
- Проблема эстетических способов выпражения идеологии при тоталитаризме. Отношение феномена и власти. Феномен Лени Риффеншталь.
- Массовая культура. Её соц функции. Ортега-и-Гассет «Восстание масс».
- Константа развлекательности в массовой культуре.
- Особенности соцреалистического проекта.
- Роман культуры: проблема соотн-я модрнистского иск-ва в действительности в хх веке. Т. Манн «Смерть в Венеции», Гессе «Игра в бисер».
- Российская постмодернистская ситуация. Соц-арт как способ выхода за пределы советского сознания и языка. Анализ одного из произведений или автора.
- Культура Серебряного века (св): общая хар-ка.
- Символизм и акмеизм как осн направления лит-ры св.
- Художественная деятельность объединений «Бубновый валет», «Голубая роза», «Мир искусства» (по выбору). Н. Бердяев «Кризис искусства».
- Феномен неизобразительного искусства: абстракционизм и супрематизм. В. Кандинский «о духовном искусстве».
- Развитие абстрактного искусства в 20 в.
- Дадаизм как авангард. Анализ манифеста.
- Сюрреализм как направление авангарда. Анализ манифеста.
- Феномен абсурда в культуре хх в: версии ф. Кафки, а. Камю, абсурдистские драмы (по выбору).
- Контркультура.
- Постмодернизм (п.) как тип к-ры.