logo
культура - 5

Контркультура.

Термин «контркультура» исп-ся д/обозначения соц-культур установок, пр/стоящих принципам «базовой» культуры. 2 осн смысла: 1. д/ обознач-я соц-культ-х установок, пр/стоящих фундамент-м принципам, кот господствуют в конкрет к-ре; 2. оно отождествляется с зап молодеж субкультурой 60-х, отразившей критич отн-е к соврем к-ре и отвержение её как «культуру отцов». Это понятие отлич от понятия субк-ры – нек автоном образ-ние, кот не стрем-ся сделать к-ру общепризнанной. Контрк-ра – молод субк-ра 60-х гг., в кот отразил крит отношение к к-ре отцов. Сам термин принадл-т Т. Роззаку (1969) «Становление контрк-ры». 1971 – Ч. Рейч «Молодая (зелен) Америка» => критерии добра, истины, красоты опред дорефлектор принципами. Пролог контр-ры – взрыв п/воен к-ры. Термин «тинейджеры». В США появ поколение, кот наз-т себя битниками – разбитое поколение. А. Гинзберг, Дж. Керуак, У. Берроуз => они написали манифесты разбит поколения. 1953 – ж. «Огни бол города», вокруг кот формир-ся битники как опред группа. 1955 – поэма Гинзберга «Вопль» => глав герой – битник Хипстер. Битники путеш-т, осужд-ет потребит об-во. Поэма построена на принципе джазов импровизации. Гл герой приходит к мысли о необ-ти переделки об-ва. 1958 – роман Керуака «На дороге» => подросток, кот с 10 до 17 лет провел в колонии. Он решает путеш-ть. Глав д/него – секс, джаз, скорость. Он встречается с молод интелл-ми, кот путеш-т, рассуждают о Ницше, Хемингуэе. Стиль прозы – спонтан-й. «Доктор секс (Фауст 3-я часть)» - полим-ет с Гете и Манном. Доктор Фаустус = Доктор Секс, кот путеш-ет, отказ-ся от статуса чк (кот м осознать добро и зло). Битники вводят в лит-ру язык повседнев улицы + д/улицы предназначено. Битников объявили экзистенциалистами. На смену этому поколению – поколение хиппи = психоделия (от греч «душа» + «видимое»). Особ значение имело открытие нов наркотика ЛСД => расширение сознания. Источник: спиритизм и оккультизм (1/2 20в) => нов отн-е чк к религ феноменам. Появ термин особое состояние и сознание. 2-й источник – искания худ элиты столетия. 1954 – Хаксли О. «Двери восприятия» => интел осмысл-е наркотика мискалина (вещ-во, кот исп индейцы) => достиг особ состояние примерно = религ экстазу. Хаксли описал, какие ощущ-я испыт-т от мискалина (примерно = ощущению худ подъема). Опред-ет процесс эстетизации действит-сти (Г. Маркузе). 3-й источник – искания психоделии и психологии. Наркотики найдены в процессе поиска вещ-в, кот актив-ют сознание. Психоделия – нов восприятие, сходное испол-ю галлюц вещ-в + это люб наркотик, сходный с ЛСД + неформ объект с яркими красками и слож узором, ассоц-ся с психоделич состояниями (к 1967). Психоделия – состав-я контрк-ры. Т. Лири выработал «учение», где состав-е б разнородные, но он свел их воедино. 1-е, кто воспринял это учение – хиппи. Он гов, что зап об-во с подозрением относится к иррацион-му. Наилуч способ достижения – психоделич препараты. Религ экстаз не отделен от сексуального. Обращ-ние к психоделич ср-вам => серьез сдвиги в сознании гос-ва, соц-полит сит-ции. 1967 – в США – ок 400 тыс хиппи. 1968 – их в 2 раза больше. В 1966 из дома убегали 90 тыс школьников, 68 – 170 тыс. Но с 68 начин спад к-ры хиппи. Этика любви, ненасилия. Проводились рок-фестивали. Пр., В Вудстоке – бол 400 тыс чк. Фестиваль длился неск дней. Счит, что это б послед круп фестиваль => начин спад. Контрк-ра включ движение «нов левых» (леворадикалы, кот отдел-сь от КП); фрейдомарксизм (Г. Маркузе); оккультизм (Лири); дзенбуд терапия (А. Уотс). Движ-я «хиппи», «битников» и др подобные им соц явл-я б бунтом п/в п/воен ядер и технотронной действ-ти, угрожавшей нов катаклизмами во имя чуждых «свободному» чку идеолог-х и бытовых стереотипов. Проповедников и приверженцев «контрк-ры» отличали шокирующая обывателя манера мышления, чувствования и общения, культ спонтанного, неконтролируемого разумом поведения, склонность к масс «тусовкам», даже оргиям, нередко с применением наркотиков («наркотическая культура»), орг-я разн рода молодеж «коммун» и «коллективных семей» с открытыми, «беспорядочно-упорядоченными» интимными связями, интерес к оккультизму и религ мистике Востока, помноженным на «сексуально-революционную» «мистику тела» и т.д. В центре критики – сущ-щие соц стр-ры, НТП, пр/борствующие идеологии и ПИО потребления в целом с его повседневными стандартами и стереотипами, культом мещанского «счастья», накопительства, «жизненного успеха» и нравст закомплексованностью. Собственность, семья, нация, этика труда, личная ответственность и др традиц ценности соврем цив-ции провозглашались ненужными предрассудками, а их защитники рассматривались как ретрограды. Религ ценности: 1. образ реал-ти опред внутр опытом – измен-е состояние сознания. Психоаналитич теории – слова – это сильная вещь. 2. Субъект-ть – ключ к реал-ти (н. открыть реал-ть). 3. цель жизни – достижение красоты, блаженства. 4. устан-ние панпсихич отн-я к миру => вокруг все живое. 5. Д/нового измененного созн-я есть несколько путей – психоделический путь + идея о том, что состояние изм-го сознания достигается только иск-вом. Ж. Дюбуфре: к-ра – это полиция, кот душит. Это порядок, кот пр/постав-т к-ре иск-во. Иск-во – это свобода, спонтанность. 6. Нигилизм – единст конструктивный принцип. Б. Хэндрик «Иск-во невозможного» - амер флаг – символ госуд-ти был заморожен и представлен на обозрение. Иск-во стан-ся главным способом реал-и контркульт созн-я – ориентация на спонтанность, стихийность действия (хэппинги). Ориентация к освоб-ю бессозн-х сил чувст-ти (Маркузе) – чб совершить соц рев-ю, н. рев-я эстетическая (чувственная). Эти идеи б. проработаны и в социологии к-ры. Э. Фромм, Т. Адорно, Ч. Миллз => идеология «новых левых» - всплеск сер. 60-х. Это контркульт дв-е утрачивает свою элитарность. Осн теоретики – люди 30-40 лет. Авторитеты «нов левых» - Мао, Че Гевара. Теорет обоснование контрк-ры. Маркузе «Эрос и цив-и» - стан-е идеи контрк-ры. Эта идея строится на образе Орфея и Прометея (экстравагантная личность, кот стремится к зап цив-и). Орфей – певец любви, интроверт. Он – символ эстетизма как жизнен принципа. Прометей – образ репрессив зап цив-и. Орфей – путеводная звезда, символ-ет нерепресс цив-и, основа кот-х – своб чувст-ть. Эстетич реальность – это об-во иск-ва. Нов чувст-ть индивида – это эстетич феномен. Нов чувст порождает теорию секс рев-и. Эта теория разв-ся Маркузе. Пересмотрел Фрейда. Подавление секс-ти => сниж-е силы воли. Идея о раскрепощении. Секс рев-я – этап освоб-я, прорыва. «Одномерный чк», «Эссе об освоб-нии» => разв-е пр/постав-я, подавленной чувст-ти и освоб-го чел сознания. Важно внутр преобраз-е ч/з изм-е сознания + возврат к прост образам жизни. В нач 70-х гг упадок контрк-ры. Причины: 1. эк-кие – зав-ть от добычи => эк спад. Жизнь заставила идти работать + оч много выпускников ВУЗов. 2. огранич соц база: студенчество стан-ся более прагматичным. В нач 80-х в Ан б выпущен каталог, в кот-м б. собраны люди, предметы, явления 70-х гг (арахис, бег трусцой, Гиннес, в-на во Вьетнаме). Этим окон-сь контрк-ра. Внимание совр культорологов на проблеме контркультуры удерживает тот парадокс, что ценности и идеалы, рожденные на гребне антибуржуазных выступлений 60-х годов, не растворились в общест-м мировосприятии последующих 10-летий. Сами молодежные движения после своего пика вскоре пошли на убыль, лево-радикальный тип сознания стал утрачивать массово-социальную опору, приобрел неожиданные модификации. Однако жизненные ориентации, приобретенные молодежью в процессе борьбы с истеблишментом, не исчезли, стали частью офиц к-ры.