logo
культура - 5

Социально-культурные истоки и худ программа авангардизма.

Аванг-зм (фр. avant-gardisme - впереди и стража) - общее название худ напр-й 20 в, д/кот хар-ны поиск нов, неизвест, часто штучных форм и ср-в худо-го отображения, недооценка // полное отрицание традиций и абсол-я новаторства. Рождённый дух атмосферой 20 в с его катаклизмами, иллюстрирует не только пр/речия м/у разн с-ми и техн-ми композиции, но и б/бу мировоззренч-х позиций. Кажд проявле А. выступает в оправе эстетич, политич, соц доктрин => многочислен тексты манифестов, деклараций, высказ-ний. В А. оч затруднена датировка произв-й => трудно сказать закончено произв-е //нет. В нач 20 в А. Послед-но выступает п\в концепции «чист иск-ва», п\в теории автоном худ ценностей, п\в идеи «иск-ва д/иск-ва.». Кажд произв-ние авангардистов - отпечаток неких идей, оттиснутых в форме только д/памяти. Согласно концепции А. - форма д б информативна. Для аван-ма хар-на тенденция вытеснения «традиц» средств и материалов, т к они символ-т ф-цию создания именно иск-ва. Поп-арт прямо рекомендует «разрыв с условностью живопис плоскости» и исп-ние трехмерности, выход в окруж прост-во и связь с реальным окружением, замену традиц техник иск-ва индустр техникой и материалами. Выделился глав-м образом не в законченных формах, а в тенденциях к вытеснению традиц-х тем, сюжетов и принципов композиции, гипертрофии условности, сильн (звуковой, цветовой, пластич и др) экспресс-ти. Авангардист склонен изм-ть традиц тип и форму произв-я, придавая им необыч вид и вытесняя «эстетическое». Хар-ся также разруш-ем объективно обусловл-х границ м/у видами и жанрами (проникновение поэзии и музыки в прозу и "прозаизация" поэзии, перенесение принципов музык композиции на лит-ру и ИЗО). М. полагать, что история А. - это серия символич попыток созд-я «неискусства». Авангардисты утверждают «тв-во каждого д/каждого» => он сделал свою деят-ть открытой д/всех. Хар-но, что в А. нет стилей, т к нет и понятия формы. Аван-м стремиться к об-ву, мечтая его к-то переделать. Он часто погружается в сферу техники, соц доктрин, психологии. Интерес авангарда обращен к «чист» мышлению => во всех его манифестах звучит пост апелляция к созн-ю => созн-е д сущ-ть само по себе, его н «вычленить». Св деят-ть авангардисты рассматр-т как серию акций, направленную на то, чб растормошить созн-е, а при этом нет места стереотипам => лозунг погони за вечной новизной. Одни теоретики и практики А. декларируют созд-е элитарного иск-ва, чуждого соц задачам, др ищут нов выразит сред-ва д/передачи настроений соц протеста, револ-ного содерж-я. Пр/речивая природа А. обозначилась в тяготении одних его направлений к формализму (победа словесной образности и символики над содерж-ем в поэзии и прозе, акцентация колорита, композиц-й стр-ры и бессюжет-ть в живописи, атональность и какофония в музыке), а др - к отрицанию эстет сути иск-ва и утилитаризму (слияние искусства с производством, бытом и полит публицистикой). В св крайних формах смыкается с декадентством, мод-змом, абстрактным иск-вом. Талант предст-ли А. нач. 20 века (футуризма, имажинизма, конструктивизма и др.), кот послед-но придерж-сь прогресс-го мировоззр-я, смогли преодолеть узкие рамки этих напр-ний и обогатили культуру новыми худ ценностями.

У мод-зма появ послед-ть => потом мод-зм стан-ся классич. Мод-зм, кот отрицал всякую традицию, д. породить свои проблемы, критику. Появление А. стан-ся вполне з/мерным. А. – след этап М. Ф-я А. – не выходит за границы М. Он пытается освежить М., радикализировать его. А. осущ-т новый прорыв – п/е чего он уже не нужен. В 20-х гг – такая фаза в к-ре, кот-я направлена на консерват реставрацию старого. До сер 50-х гг – культ реставрация => б/ба с А. С сер 50-х – до сер 70-х – 2-е издание А. К к. 60-х гг. – эта культ рев-я заканчивается и новый виток. А. выполняет ф-ции рев прорыва. А. заново пересматривает границы иск-ва. М. – своб худ-ка, он сверхчк, кот-я творит из себя, все, что хочет. Весь бунт М. ограничен рамками театра, картины, текста => внутри М. Он м. делать все, что угодно внутри произ-я. Мод-е сознание расширяет границы восприятия. Иск-во д.стать приводным ремнем, А  жизнь д.б. перестроена с помощью иск-ва => рев-я. А. – инструмент соц реальности, кот-й взламывает к-ру и жизнь. Мод худ-к – произв-я мало, кому понятны, неважно, как его воспринимать. А. все время ищет адресаты, публику, ему всегда н зритель. М. неважно, что происходит вокруг, то А- делает вызов толпе, чб она их разрывала, скандалы. Манифест – «Пощечина общ вкусу» - суть А.