Модернизация об-ва и культура тоталитаризма.
Под тот-ом поним-т полит режим. В 20 в это понятие охватывает не только пол-ку. Это век тотал культ тенденций. Их поним-т как культ-соц патологию, кот явл-ся отклон-ем от мод-ции. Тотал-м - период с 20-х (Ит, Герм, СССР), заканч в разн вр (в Рос 1929-1955 – это период-я полит). Эта тема изучалась довольно мало. Теории модер-ции – зап-европ опыт. В к 19-н.20 - модерн-я мен-ся и проходит антизап способом. По пути тот-зма пошли те страны, кот поставили задачу модернизир-ся. СМИ, ср-ва коммун-ции => опред фон => усил-е роли идеологии во всех странах. К-ра мод-ма – проект, идея всегда опережает бытие. Смысл мод-ции – постоян перемена об-ва, она ориентир на будущее + перманент переустр-во об-ва => это опред-е подходит к тотал об-вам. Тот к-ры создают свою мод-цию, но она альтернативна Зап. Во всех странах – критика Зап. Тот-зм сопровожд-ся кампаниями п/в всех форм иск-ва => 1-я кампания => п/е оперы Шостаковича «Екатерина Измайлова» (10-20-е) – др. принципы музыки (на ос-ве 12-тональной с-мы + микроинтервалы => уравнив белые и черные ноты) => пр инцип додекафонии => др муз картина мира. Класс музыка тональная – это музыка гармонич. Додекафония - разн интервалы м.б., но клавиши нажим-ся одновременно. => не музыка, а шум. Статья «Сумбур вместо музыки» => кампания б/бы с формал-ом; по сути б/ба с модернист течениями. Формализм – крайне пр/полож-е народному. Что такое форм-зм? В СССР – люб модернис тенденции, где есть что-то новое – это плохо. Под форм-змом – извращ-е народ начала, т.е. это иск-во нездоров. В Герм – выставка модернистов => назв-е «Дегенеративное иск-во» => одно, частное, выступает как всеобщее, универсал-е. Но тот-е иск-во тоже мод-м (20-30-ые гг). Герм тотал-м биологичен (раса), а в СССР – социален (народность). 10-20-е – увел-е радик дв-ний во всем мире – вр авангарда => призн-е того, что прошл ослабело. Перенапряж чел-ва => рев импульс, но к к. 30-х этот рев импульс нач-т иссякать => подвед-е итогов. 20-30-е – реакция на итог мод-ции. В Зап Евр – велик депрессия. В Рос – провал 1-й 5-летки =>в ход – репрессив методы. Опред разочар-я – в модерн течении => устойч представ-е об абсурдности (Камю, Сартр). Во всех странах – реставрация – сит-ция некоего отката => даже в моде: удлин юбки, женств-ть, культ семьи, преследуется гомосексуализм, мать-героиня как символ. Конечно, этот возврат в 19 в. дост-но символичен => возвращ-е к реал-му => н. понятность, консерв-зм, трад-ть, узнаваемость. Ценности позитив-ти, стабил-ти. Возвращ-е к реализму + стар добродетели. У нас этот процесс назыв-ся «красная рестав-я» - Глеб Шкловский. Александров «Цирк», «Вес ребята». Гл фундамент тотал к-ры – проект созд-я нов чка => чк как нов биолог вид. (также восходят к идеям Ницше) Н. создать особ тоталитар антропологию, чб этот проект казался реализ-м. Герм и СССР – иск-во оч похоже, даже эстетически. И. Голомшток «Тоталит иск-во» => сравнив Кит, СССР, Герм. Х. Арендт, – тоже сравнивает иск-во в Герм и СССР. Рымкин – различие Г и СССР: нем вариант т-зма: все открыто, понятно, что зачем и почему. СССР: скрытая форма, не б. создана тотал основа, как в Герм. У нас б. запрещена философ антроп-я. Г.: много различных антроп-й => база идеологии. А. Гелен: чел вид стал таким, т.к. у него не хватало приспособлений, чб выжить (шерсть, когти) – чк как вид: только чк м. селится, где угодно + чк опред-ся нехваткой. Чк пыт восполнить нехватку ч/з к-ру. Изначальна чел сущ-ть пуста. Дефицит чел-го заставляет чка б. чком. => чк един-е сущ-во, кот всегда неготово => разв-ся. Он всегда м. стать иным. М. наступить момент, когда появ др вид чк. Чк открыт будущему. Живот обладает опр потр-ми, кот он не м. откладывать. А чк м отложить жизн потр-ти. Мех-зм, кот это делает – воля, стойкость, терпение, спос-ть полностью обуздать свои инстинкты => сознат-ть. Все филос концепции отл от геленовских. Откуда чк узнает о том, что н. => чк нуждается в к-то институтах, кот будут поставлять чк сверхсознат-е цели. Под к-рой нач-т понима-ся идеология, кот соприродна чел сущ-ти. Она дает чку ориентиры. Трад смотрит в прошлое, а идеология в буд. Она работает с соц воображаемым. Открытость буду-му делает чка чком. Идеал нового чка: д/него глав – стойкость, терпение + возм-ть жертвовать собой. Фундамент тотал иск-ва: 1. иск-во – орудие идеологии парт гос-ва, ср-во б/бы за власть. 2. монополиз-ся все формы и ср-ва худ жизни. 3. Созд-ся всеохватывающий аппарат контроля и упра-я иск-вом. 4. Из многообразтия тенденций в иск-ве выбирается одна, кот отвечает целям и ее объявляют офиц, единст-й и общеобяз-ной. 5. Б/ба со всеми неофиц стилями и тенденциями в иск-ве, они объявл-ся реакцион и враждебными. Социально-кул уровень. Почему идеолог проект вызвал доверие? Герм, СССР => догоняющая модерн-ция. Во вр тех процессов, кот шли в Рос в 10-14 гг => разруш-е традиций + рев-я + гр в-на => оч много маргинализ личностей. Опыт прош не м. подсказать, как выжить в будущем. К сер 20-х крест молодежь понимает, что не выживет в деревне => заново учится («перековка»). Перековка шла антропол-ки. Весь биолог орг-зм д. построится по-др => др ритм, звуки, созн-я => масс отказ от своего прошлого. Н. совершить прыжок от кр-на к рабочему =>от рабочего к парт работнику и тд. Феномен атрадиц-зма. Не срабатывает способы соц кооперир-ния. Един опора – идеология => созд нов с-ма ориентации => 20/30 г– «травма модер-ции», кот порождает ощущ-е нехватки. Те, кто оставался в прошлом, не м. выжить. Габитус – совок-ть кул генетики (опыт соц среды): этнич принадл-ть + бессозн опыт, кот склад-ся ч/з привычки. Кр-не, кот селились в городах, переносили габитус => нов коммунал общн-ть (коллект-ция всех форм жизни). Особ-ти: К. Богданов «Повсед-ть и миф-и», И. Утехин «Опыт ком быта». Исследуя коммун квартиру, Богданов выделил черты: 1. сит-ция, где преобладают безличн стр-ры. Все люди связаны др/др принудительно => коммун-ть – чрезмерная соц плотность. Биол сфера оказ-ся социализированной => уст-ние правил: попытка разделить личн (сфера порядка) и общ простр-во (все – по принципу наим достаточного усилия). 2. Ком квартира не явл абсолют управ-й с-мой => беспомощность. Выполняет инстр-ции сверху => сит-я пост-ной зав-ти. Это то ядро, где зарожд-ся «советскость» => гл кач-ва – умение ждать и терпеть + поддерживать мин-й порядок. Мир балансирует м/у «чисто» и «грязно» => стадия, когда жизнь м. просто продолж-ся. Коммун тип созн-я воспроизводит сит-ю «ожид-я» => феномен «очереди». Сит-я ожидания восприн-сь ком укладом. Вся страна – ком квартира (народность => слияние всех со всеми).
- Социо-культурные истоки модернизма.
- Философсо-мировоззрен исто-ки мод-зма. Переоценка классич ценностей Ницше, «Антихристианин».
- Стиль модерн. Эстетизм как мировоззрен основание. Худ особенности. Соц-культ программы стиля модерн.
- Темы, мотивы, герои произведений стиля модерн. «Соломея» Уайльда и Штрауса.
- Социально-культурные истоки и худ программа авангардизма.
- Художественный модернизм. Особ-ти сознания худ-ка-мод-та.
- Модернизация об-ва и культура тоталитаризма.
- Проблема эстетических способов выпражения идеологии при тоталитаризме. Отношение феномена и власти. Феномен Лени Риффеншталь.
- Массовая культура. Её соц функции. Ортега-и-Гассет «Восстание масс».
- Константа развлекательности в массовой культуре.
- Особенности соцреалистического проекта.
- Роман культуры: проблема соотн-я модрнистского иск-ва в действительности в хх веке. Т. Манн «Смерть в Венеции», Гессе «Игра в бисер».
- Российская постмодернистская ситуация. Соц-арт как способ выхода за пределы советского сознания и языка. Анализ одного из произведений или автора.
- Культура Серебряного века (св): общая хар-ка.
- Символизм и акмеизм как осн направления лит-ры св.
- Художественная деятельность объединений «Бубновый валет», «Голубая роза», «Мир искусства» (по выбору). Н. Бердяев «Кризис искусства».
- Феномен неизобразительного искусства: абстракционизм и супрематизм. В. Кандинский «о духовном искусстве».
- Развитие абстрактного искусства в 20 в.
- Дадаизм как авангард. Анализ манифеста.
- Сюрреализм как направление авангарда. Анализ манифеста.
- Феномен абсурда в культуре хх в: версии ф. Кафки, а. Камю, абсурдистские драмы (по выбору).
- Контркультура.
- Постмодернизм (п.) как тип к-ры.