logo search
СКД

Тема 2. 3. Возникновение и развитие фольклора

Мифологические основания формирования первичных форм народного художественного творчества. Тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, зооморфизм, антропоморизм и отражение этих древних представлений в фольклоре.

Миф как синкретический тип культуры.Объяснительная функция мифа. Происхождение волшебных сказок как трансформация мифов.

Традиционные обряды как древний пласт народной художественной культуры. Передача от поколения к поколению в бесписьменной форме, варьирование.

Обрядовая словесность (заговоры, гадания, причитания, загадки и пр.). Загадки как ритуальные испытания при инициации. Мир мертвых и мир живых. Ритуальный смех в обряде.

Игровой характер обряда. Ряжение, магия, гадания. Сакральная пища.

Календарно-земледельческие обряды. Жанровый состав обрядового фольклора (приговоры, песни, хороводы, заговоры). «Похороны» и «проводы» как ритуал. Зимние, весенние, летние, осенние обряды. Жатвенные обряды. Обряды перехода (А. ван Геппен).

Семейно-бытовые обряды. Христианские элементы семейно-бытовых обрядов. Крестины, родины, поминки. Поминовение и оплакивание. Поэтические особенности причитаний. Жанровый состав и специфика свадебного фольклора. Традиционный тип русской свадьбы.

Специфика традиционного фольклора. Особенности народного художественного творчества: коллективность, традиционность, вариативность, устные нефиксированные формы передачи, тесная связь с трудовой деятельностью, народным бытом, обычаями

Первобытный фольклорный художественный синкретизм и историческая дифференциация народного художественного творчества по видам и жанрам. Различие художественного синкретизма от синтетизма.

А.Н. Веселовский о народной поэтике в эпоху дорефлексивного традиционализма. Параллелизм тип художественного образа, основанный на системе синкретизма.

Современный ученый В.Е. Гусев пишет: «Фольклор возник как духовное творчество родоплеменных коллективов доклассового общества, развивался как духовное творчество низших классов и социальных групп в классовом обществе и существует как вид самодеятельного духовного творчества самих грудящихся». (...) «Но в каждую историческую эпоху в зависимости от структуры общества, от положения производителей в обществе меняются содержание, форма, общественная функция фольклора, а также его удельный вес в культуре народности, нации, человечества в целом» («Эстетика фольклора»).

Периодизация исторического развития русского фольклора. Фольклор как традиционная художественная культура эпохи язычества. Типологическая близость и генетическая общность жанров восточнославянского фольклора.

Фольклор, христианизация Руси и негативное отношение церкви к фольклору. Попытки искоренения языческой обрядности, гонения на скоморохов.

Симбиоз православного календаря с традиционными народными праздниками и обрядами. Сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и др. — как народное коллективное творчество всех слоев населения Древней Руси.

Петровские реформы и формирование дворянско-городской культуры «западного» типа. Распространение в России инструментальной музыки, театра «западного» образца. «Крепостные» театры и оркестры. Параллельное существование дворянско-городской и крестьянско-деревенской культур. Их взаимодействие. Начало собирания и записей фольклора.

Формирование городского и рабочего фольклора. Влияние профессионального искусства и литературы на процессы фольклорного творчества. Художественный романтизм и использование фольклора в русской литературе и искусстве.

Эстетика фольклора как комплекс художественно-образных, выразительных и изобразительных средств (вербальных и невербальных).

Литература:

1. Каргин, А.С. Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре // Народная художественная культура : курс лекций / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 55-69.

2. Михайлова, Л.И. Коллективное бессознательное в социодинамике народной художественной культуре // Народная художественная культура : детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. 2 изд. / Л.И. Михайлова. — Москва : Вузовская книга, 2005. — С. 215-231.

3. Новиков, В.С. Феномен фольклора и концептуальные грани его изучения // Феноменология фольклора : монография. /В.С. Новиков. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 7-21.

4. Новиков, В.С. Первые формы культов // Культурология : учебное пособие / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 77-79.

5. Предания старины глубокой // Древние славяне : сборник. / Мифы и легенды народов мира. – Москва : Литература, Мир книги. 2004. — С. 151-165.