Феномен неизобразительного искусства: абстракционизм и супрематизм. В. Кандинский «о духовном искусстве».
Абстр-м завершает мод-м. Авангард – Малевич. Бальзак: подлин худ-к – реалист. Абстр искусство начин осмысление реальности. Возвр-ние к романтизму, кот ввел «абстракцию и натуру». Абстрак-цы: реальность – это не только натура. 50-60-е гг. – принято искать истоки аб-ма в экспрессионизме (Гоген, Вангог и др.). Кубизм – П. Пикассо: говорил, что абстр искусства нет, это технич упражн-я. 1-е работы В. де Вельде (к. 90-х гг. 19в) => композиции с растит мотивом. Альфонс «Девушки под снегом» - белое полотно. В философ плане аб-м исходит из феноменологии Эдманда Гуссерля => фил-я отдел от бытия и практики; обращается к чистым сущностям – «идеи». Их постижение возможно путем интеллект интуиции. Только освободившись от «проклятия первородного натурализма», м увидеть «сушность», «идеи и постигнуть их в «натурализованном» своеобразии, напр постичь «цвет». Феном-гия ищет сущность феномена вещи. Операция «эпохэ» - мир в целом нас не интересует. Есть только субъект и объект. Гуссерль => очищение опыта от психологизма. Субъектив познание – познание нас как представ-й чел рода. «Худ-к творит не по принципам, а следует внутр убежд-ю». Основополож абстракционизма счит В. Кандинский. 1-ая абстп работа – акварель, напис в 1910 в Мюнхене. «1-е абстракт творение» (связано с работой Мане). Канд-й пришел в искусство поздно, в 30 лет. Закончил юрфак МГУ. Уехал в Герм (до 1914 г), учился в худ школе. В 1911 году совместно с Ф.Марком создал объединение "Синий всадник". Канд-й гов, что бол влияние на него произвел Матис (фил-в, худ-к). Картины Кандинского этого периода представляют собой красочные полотна, в кот бесформенные пятна интенсивного цвета в красивых сочетаниях пересекаются кривыми или извилистыми линиями, иногда напоминающими иероглифы. Картины Кандинского напоминают чем-то зафиксированные в красках фотографические эффекты света. Все худ-ки пыт философски обосновать свое искусство. Огром роль – теософии (Р. Штайнер) => влияние на к-ру 20в. => термины «лучи», «созвучие» и др. Почва для абстр-ма – кубизм и футуризм => абст-м довел до конца разрушение форм и содержания произведения искусств. Работа Канд-го «О дух искусстве»: «время Эйнштейна» =>меняется реальность д поменяться и к-ра. Он провозглашает отход от натуры, от природы к "трансцендентальным" сущностям явлений и предметов. В этой работе он определил свои исход фил позиции: «Дух, ведущий в царство завтрашнего дня, может быть познан только чувством. Путь туда пролагает талант худ-ка». Путь абстр-ма – путь спасения чк, наход-ся под «кошмаром мат мировоззрений». Глав задача искусства - «психической силой краски», вызвать «душевную вибрацию». Вывести чк из дух кризиса должен худ-к, «презревший телесное» и «служащий одному лишь дух-му». Согласно Кандинскому, абстр формы худ-к должен черпать не из природы, а «изнутри». Сам акт творения произведения связан с «внутр необходимостью» - он определяет эту «необходимость» как «законы души». Канд провозгласил необходимость отказа от связи искусства с дейст-тью => глав цель творчества – «самовыражение» худ-ка. Канд-го больше всего интересует цвет, свет, краски + идея «синтеза искусств». Абстр искусство – выражение дух-ти. Живопись д б беспредметной, д уподоб-ся музыке. Концепция: опред краски вызыв опред чувства. Пр., син – спокойствие, небесное, напомин-т виолончель. Он считал, что «внутренне звучать» цвет м только на уровне психич воздействия. По мнению Кандинского цветом м непосредст влиять на душу. Но цвет не м существовать отдельно от формы – «цвет не допускает безгранич распространения». Синтез красок и линий = формы (звучащие формы). Канд-кий писал стихи к своим работам. Нач 20в. – подлин дух возрождение. Абстр работы 3-х типов: 1. импрессии (впечатление от внеш природы); 2. импровизации (бессознател воплощение внутр природы); 3. композиция (некое «сделанное произведение»). 2 начала – фольклор (поэт) и беспредмет => бол экспрессия => абстракт экспрес-м – нов течение. Живопись без лит сюжета. Нач период твор-ва – под знаком модерна (линия). Ценность композ-ции – внутр совпадение фигур, контуров, цветов. Все им символич смысл. Пр., всадники – символ соед-ния чк и природы. Всяк предмет => ассоциации. Цвет – прямое воздействие на душу. Предметность вредна картине => ее декоративность, 2-х мерность. Геометр фигуры => сочетание спокойствия с напряженностью. Поздние работы – комбинация нереал объектов. 1914 – Канд-й вернулся в Москву. До 20г. остав-ет интерес к абстрак искусству. 1920 – обращение к геометр формам. 1921 – уезжает в Герм, преподает в школе, разраб-щей дизайн. Артюр Рембо => попытка найти выражение невыразимого. Отбрас сюжет => остаются только линии, краски. 1910-е гг. – Гончарова, Ларионов разрабат идею лучизма: искусство – выражение дух-го (ведущий принцип). По Ларионову, все предметы видятся как сумма лучей. Задача художника - поиск пересечения сходящихся в определенных точках лучей, т.е. красочных линий, их в живописи представляющих. К. Малевич. Ран работы – влияние импресс-ма, рус символизма. «Сестры» - попытка созд-ть свой стиль, освобождение от предмета. Подражание иконописи. Желание бросить вызов академич искусству. Люди в примитив формах =>соц план. Глав – цвет => беспредметное тв-во. «Крест-кий цикл» - влияние кубизма – освоб-ние от предметности. 1913 – появ супрематизм (от фр suprematie – господство, превосходство). Инициатор течения – К. Малевич. Глав задача – выражение превосходства чистого чув-ва, воплощение – ради сохранения его чистоты – без помощи какого бы то ни было обращения к внеш миру, искл с помощью плоских геометрич фигур. В супрематических картинах остутствует представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом» - все направления равноправны, как в космич пространстве. Пространство картины больше неподвластно земному тяготению (ориентация `верх - низ`), оно перестало быть геоцентричным, то есть «частным случаем» вселенной. Возникает самостоят мир, замкнутый в себе, и в то же вр соотнесенный как равный с универсальной мировой гармонией. 1915 – 1-ое произведение супрематизма - «Черный квадрат». Малевич повесил свое произ-ние в углу как икону => символ искусства 20в. Черный квадрат – в нем все и ничего. Ч/з неск лет – «Бел квадрат на бел фоне». Это произведение Малевич объявил кульминацией супрематизма, поясняя, что создает не собственно квадрат, а «выражение беспредметности». Фил основа супрематизма Малевич считал интуитивизм: «интуиция толкает волю к творческому началу». 1920 – Малевич поселился в Витебске, где жил М. Шагал. Малевич с учен-ми разрисовывал город в сублимат композиц-х. «Утвердители нов искусства» - группа, во главе кот – Малевич. Возвращ к «Крест циклу» => поиски гармонии => образы получ реал черты – возврат к реальности, предметности => общ кризис авангарда, возврат к классике. Принцип конструк-ва => форма – ср-во создания ч-то иного. Вещи вместо идей. А Малевич ценил сами формы как нек материал идеи. Конструк-ты: образ худ-ка – конструк-р. Мал: образ худ-ка – исследователь, ученый. Последователи и ученики Малевича в 1916 г. объед-сь в группу «Супремус». Супрематический метод они пытались распространить не только на живопись, но и на книж графику, прикладное искусство, архитектуру. На протяжении 1920-х гг супрематизм оказывал влияние на архитектуру, полиграфию, текстиль, фарфор. В 1960-е годы интерес к супрематизму в рус искусстве возродился.
- Социо-культурные истоки модернизма.
- Философсо-мировоззрен исто-ки мод-зма. Переоценка классич ценностей Ницше, «Антихристианин».
- Стиль модерн. Эстетизм как мировоззрен основание. Худ особенности. Соц-культ программы стиля модерн.
- Темы, мотивы, герои произведений стиля модерн. «Соломея» Уайльда и Штрауса.
- Социально-культурные истоки и худ программа авангардизма.
- Художественный модернизм. Особ-ти сознания худ-ка-мод-та.
- Модернизация об-ва и культура тоталитаризма.
- Проблема эстетических способов выпражения идеологии при тоталитаризме. Отношение феномена и власти. Феномен Лени Риффеншталь.
- Массовая культура. Её соц функции. Ортега-и-Гассет «Восстание масс».
- Константа развлекательности в массовой культуре.
- Особенности соцреалистического проекта.
- Роман культуры: проблема соотн-я модрнистского иск-ва в действительности в хх веке. Т. Манн «Смерть в Венеции», Гессе «Игра в бисер».
- Российская постмодернистская ситуация. Соц-арт как способ выхода за пределы советского сознания и языка. Анализ одного из произведений или автора.
- Культура Серебряного века (св): общая хар-ка.
- Символизм и акмеизм как осн направления лит-ры св.
- Художественная деятельность объединений «Бубновый валет», «Голубая роза», «Мир искусства» (по выбору). Н. Бердяев «Кризис искусства».
- Феномен неизобразительного искусства: абстракционизм и супрематизм. В. Кандинский «о духовном искусстве».
- Развитие абстрактного искусства в 20 в.
- Дадаизм как авангард. Анализ манифеста.
- Сюрреализм как направление авангарда. Анализ манифеста.
- Феномен абсурда в культуре хх в: версии ф. Кафки, а. Камю, абсурдистские драмы (по выбору).
- Контркультура.
- Постмодернизм (п.) как тип к-ры.