logo search
СКД

Тема 2. 4. Специфические признаки фольклора

Узкая и широкая трактовка понятия «фольклор». Разнообразие трактовок термина «фольклор». В западной науке распространено отождествление понятий «фольклор» и «культура нецивилизованных народов», «примитивная, общинная культура», «реликты первобытной культуры в культуре цивилизованных обществ». Одновременно существует определение его как «культуры народных классов в цивилизованных странах» и т. п.

Понятия «устное народное творчество», «народная поэзия», «народные песни», «народные сказки» как системы жанров народного художественного творчества в западной и отечественной науке.

Фольклор (от англ. «FOLK-LORE» - народное знание, народная мудрость) — принятое в международной научной терминологии название народного творчества. Термин ввел в 1846 г. английский ученый У. Дж. Томс и с 1879 г. он постепенно вошел в научный обиход во всех странах. Понятие «фольклор» тогда охватывало все области духовной (а иногда и материальной) народной культуры, но в современной науке отсутствует единое общепринятое употребление термина.

Как отмечал в 1924 г. франко-бельгийский ученый А. ван Геппен, в фольклоре наиболее характерной чертой является этническое начало. Фольклор каждого народа отличается самобытностью и ярко выраженным художественным своеобразием, богатством региональных и локальных форм в пределах каждой национальной культуры.

Основные современные концепции определения понятия «фольклор»:

Фольклор устное народное и песенное творчество народа.

Фольклор система словесных, музыкальных, театральных, танцевальных, зрелищно-игровых художественных жанров народного искусства.

Фольклор вся народная художественная культура в целом, включая декоративно-прикладное творчество, зодчество, ремесла и т. д.

Проблема коллективности и анонимности творчества, устности, вариативности, как специфических признаков фольклорного творчества.

Художественные, обрядово-ритуальные, коммуникативные, социальные, психологические, воспитательно-педагогические функции фольклора.

Проблема видовой и жанровой дифференциации фольклора. Взаимосвязь фольклорных и нефольклорных видов художественного творчества.

В отечественной науке, как пишет В.Е. Гусев, существуют три основных концепции, определяющие фольклор, как: 1) устно-поэтическое творчество; 2) комплекс словесных, музыкальных, игровых, драматических и хореографических видов народного творчества; 3) народную художественную культуру в целом (включая изобразительное и декоративно-прикладное искусство).

Литература:

1. Каргин, А.С. Фольклор в контексте народной культуры // Народная художественная культура : курс лекций / А.С. Каргин. — Москва : Музыка, 1998. — С. 182-201.

2. Михайлова, Л.И. Фольклор в системе художественных предпочтений современного человека // Народная художественная культура : детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. 2 изд. / Л.И. Михайлова. — Москва : Вузовская книга, 2005. — С. 121-146.

3. Новиков, В.С. Феномен фольклора и концептуальные грани его изучения // Феноменология фольклора : монография / В.С. Новиков. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 7-21.

4. Основные виды и жанры народного художественного творчества // Народная художественная культура : учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. — Москва : МГУКИ, 2000. — С. 160-359.