Роман культуры: проблема соотн-я модрнистского иск-ва в действительности в хх веке. Т. Манн «Смерть в Венеции», Гессе «Игра в бисер».
2/2 20 в мод-м подходит к концу. Проблема: сами модер-ты ощущали конфликт. Модер-ты вознесли худ-ка – он свободен от всех, он самовыраж-ся. Но развитие 20 в => об-во, гос-во м сказать, зачем нужен такой худ-к? Проблема не самого худ-ка, а соц статуса, проблема востреб-ти модер-ма. Либо худ-к уходит в некое культ подполье => право пр/речить мнению бол-ва. Др позиция – найти принцип середины, попытаться понять, каковы реальн отн-я мод-ма с действит-ю. Мод-м понимает, что принцип дегуманизации приходит в пр/речие. Попытка возвращения к классич гуманизации, но на др почве. Нем худ-ки: мод-м сделал что-то с реал-ю. Есть связь мод-ма с тот-ом (фашизмом) => возникает жанр романтич к-ры, цель кот – осмыслить судьбы к-ры 20 в. Гл персонажи – худ-ки, поэты и сами идеи ч/з своих носителей. Пр: Булгаков «Мастер и Марг» => обладает ли иск-во обрат связью. Это роман к-ры. Томас Манн. Центр проблема в его произ-ниях – особое, высоко развитая дух стихия жизни + исслед-ния декадент-го иск-ва. «Смерть в Венеции» (1911). Гл герой – писатель Густав фон Ашенбах, кот всю жизнь посвятил иск-ву, его не интересует быт. В нем – черты Гете, Вагнера (место смерти Вагнера). В новелле – 2 варианта видения мира, 2 концепции реал-ти: это миры Ашенбаха (трагич, ложный, вынужденно убогий) и Тадзио. Ашенбах приезжает в Венецию в состоянии глуб кризиса. Венеция – город-миф, музей, но город умир-й. Перед 1МВ – там холера, но герой этого не знает. Он приходит на пляж, где много голых людей => пляж рев-ция. Герой никогда не жил жизнью тела. На пляже – семья Тадзио из Польши. Тело Тадзио совершенно. Ашенбах влюб-ся в этого мальчика => физич влечение. Ему становиться страшно. События происходят на фоне того, что все разъезжаются, послед уезжает семья Тадзио. Грусть сквозь всю новеллу. Любовь – послед велик событие в жизни героя. Он понимает, что его жизнь кончена. Он понимает, что м/у дух эстетизмом и антиморал состоянием – один шаг. Увлечение формой заводит чк в извращение. Видение мира самого Т. Манна не имеет ничего общего с миром «глазами Ашенбаха». Т. Манн употребляет в отношении Ашенбаха термин «продуцирующий мех-м» => Ашенбах не творит, а совершает нечто механическое. В тв-ве Аш глав мотив – покорность судьбе, подчинен-ть внеш силе. Аш не м воспеть подлинную, радост стихию мира => бессилен п/д чудом жизни + глуб отчужденность от красоты бытия. Тадзио – олицетворение реал чуда, естеств воплощение эволюции: «его тело б сотворено из необычайного прозрач вещ-ва. Какой отбор кровей, какая точность мысли б воплощены в этом юношеском соверш-м теле!». Сравнивает Тадзио с богом. Т. Манн постоянно подч-т в нем не только красоту, но и интелл-ть + такт (понял трагедию Аш и интуит-но отнесся к ней серьезно). Тадзио – личность. Трагедия Аш в том, что его мир был ограничен, будучи писателем, он не познал мир во всем его многообразии. «Доктор Фаустус». Глав герой – композитор Адриан Леверкюн, похож на Ницше. Попытка подвергнуть ревизии ницшеанство, узнать, сколько в чк Ницше. Адриан учится в семинарии, хочет посвятить св жизнь Богу. Но в 18 лет решает быть композитором. Однажды он встречает девушку, попадает в бордель => она его соблазняет => исчезает => узнает, что он болен сифилисом. Однажды к нему приходит чк (дьявол), кот предлагает ему сделку: Адриан напишет гениал музыку, и он б жить, но при условии, что никого не б любить => соглашается. Дьявол говорит, что он напишет 24 произвед-я и проживет 24 г. он выздоравливает и пишет музыку, изобретает с-му атональн музыки (додекафония – противополож классики). Принцип рационал-ции музыки (идеально просчит модель). Музыка Шонберга расширяет диапазон воображение – др понимание музыки. Нет мелодии как основы смысла. Музыка Шонберга – своя с-ма. Ливеркюн делает прорыв, но мы не знаем, насколько эта музыка гениальна. Он находит Марию, хочет на ней жениться, но она влюбляется в друга героя => оба гибнут. Потом умирает его сестра, он берет на воспитание ее сына и тоже оч к нему привязывается => ребенок умирает от тяжелой болезни. Герой пишет «Плач доктора Фаустуса» (кантата) - музыка пустоты – оч холод и жуткая. Он впадает в безумие, и его отвозят в сумашед дом. Долго этот роман считался антифашист. Фашизм – нечел, формализм тоже извращение. Герой – др сторона Гитлера. Манн не оправдывает св героя и наказ его. Герман Гессе «Игра в бисер». Это не дело, а игра в пустые стекляшки. Некот спор с Манном. В центре произведения Гессе - подроб ист-я жизни некоего Магистра Игры, сначала достойнейшего представителя и героя Касталии, а затем ее отступника. Действие в 23 в. 20 в восприним-ся как век фельетонной эры, заполн масс к-ой. Все высок к-ры – мифич-е. Для спасения к-ры в Ев предлагается утопия: построить страну – Касталия, где нет всех институтов об-ва (без денег, пром-ти, пол-ки). Туда должны свозиться дети => выращивание интел элиты (царство духа). Все дети – сироты. Это дух орден, где царит суров дисциплина. Там не учат профессии. Касталия существует лишь в воображении, хотя в ее пейзажах вновь оживает родная Гессе южно-немецкая и швейцарская природа, Касталию часто называют утопией, но нет в ее строе, в ее укладе, в технике ничего утопичного, связанною для нас с обществом будущего. Из детей выращ игроки. Глав принцип – игра в бисер. Чк должен погрузиться в пространство мир к-ры, запрещено новое и интел-ое. Глав персонаж – Йозеф Кнехт, имя кот означает "слуга". Первонач он погружается в архаику с т зр шамана. Принцип игры – магистры д находить соответствия м/у различ к-ми. Все это показывается на всеоб представлениях. Огром действия мир к-ры. Игрок занимается переплетением культ соответствий. Кнехт – один из бывш учеников, собирается остаться в Касталии. Но затем решает уйти в семью воспитателем: мальчик и отец, кот живут на берегу озера. Мальчик предлагает сплавать ему на др берег – вызов действ-ти => тонет. Гессе уважает выбор героя. Путь Кнехта - этапы, изображаемых Гессе как ряд ступеней, уводящих все выше и выше. Лишь на время герой обретает желанную гармонию, но наступает "пробуждение", и он вновь готов рвать связи, "преступать пределы" и отправляться в дорогу, ибо: «Не может кончиться работа жизни... Так в путь – и все отдай за обновленье!» (из стихов Иозефа Кнехта). Чем дальше, тем труднее дается Кнехту переход со ступени на ступень, тем резче ощущает он скрытые диссонансы касталийской действ-ти. Конец Кнехта – самая живая, полнокровная часть всего жизнеописания, здесь этот герой более всего убедителен и человечен. Было бы неправильно считать конец "Игры в бисер" пессимистич-м. Кнехт погиб, но остался его ученик => надежда. Гессе был убежден человечество придет к созданию более гармонич об-ва, чем Европа середины XX. Кинематограф. Л. Висконти «Гибель богов». Фильм на тему судьбы культ ценностей в 20 в, о судьбе европ цив-ции. Те боги, кот создают мир красоты, гибнут в рез-те алчности. Действие происходит в 30-ые гг в одной из самых богат арист семьей – Ашенбахов. Глав герой – Мартин – мл сын. Он пост рвется к власти, а его мать с любовником (управляющий) явл хозяйкой заводов. Мартин их убивает. Проблема – мод-м отдает отчет, что все происходящие с к-ой, порожд самого мод-ма. Фашизм для Висконти – порожд Евр. Проблема – что противопост: м ли худ-к б сверхчк, чб призвать чел-во и повести его в дальше, в др реальность? У Манна и Висконти показ-ся, что худ-к как все несвобод, он выполняет соц заказ. Он не в силах противопост реал-ти ч-либо еще. Он не достаточ авторитетен, чб смочь спасти жизнь. Ситуация тупика (мод-м не м противопост др реал-ть) приводит к некому абсурду, но спасение есть: сохран ист памяти, не опускаться ниже опред уровня, спасение к-ры есть спасение к-ры как таковой. Иск-во позд мод-ма проводит некот эволюцию от отриц классич ценностей к утверждению, что все это актуал вопреки дейст-ти.
- Социо-культурные истоки модернизма.
- Философсо-мировоззрен исто-ки мод-зма. Переоценка классич ценностей Ницше, «Антихристианин».
- Стиль модерн. Эстетизм как мировоззрен основание. Худ особенности. Соц-культ программы стиля модерн.
- Темы, мотивы, герои произведений стиля модерн. «Соломея» Уайльда и Штрауса.
- Социально-культурные истоки и худ программа авангардизма.
- Художественный модернизм. Особ-ти сознания худ-ка-мод-та.
- Модернизация об-ва и культура тоталитаризма.
- Проблема эстетических способов выпражения идеологии при тоталитаризме. Отношение феномена и власти. Феномен Лени Риффеншталь.
- Массовая культура. Её соц функции. Ортега-и-Гассет «Восстание масс».
- Константа развлекательности в массовой культуре.
- Особенности соцреалистического проекта.
- Роман культуры: проблема соотн-я модрнистского иск-ва в действительности в хх веке. Т. Манн «Смерть в Венеции», Гессе «Игра в бисер».
- Российская постмодернистская ситуация. Соц-арт как способ выхода за пределы советского сознания и языка. Анализ одного из произведений или автора.
- Культура Серебряного века (св): общая хар-ка.
- Символизм и акмеизм как осн направления лит-ры св.
- Художественная деятельность объединений «Бубновый валет», «Голубая роза», «Мир искусства» (по выбору). Н. Бердяев «Кризис искусства».
- Феномен неизобразительного искусства: абстракционизм и супрематизм. В. Кандинский «о духовном искусстве».
- Развитие абстрактного искусства в 20 в.
- Дадаизм как авангард. Анализ манифеста.
- Сюрреализм как направление авангарда. Анализ манифеста.
- Феномен абсурда в культуре хх в: версии ф. Кафки, а. Камю, абсурдистские драмы (по выбору).
- Контркультура.
- Постмодернизм (п.) как тип к-ры.