logo search
Степан / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Понятие, формирование и поддержание имиджа

По утверждениям специалистов, борьба на рынке в настоящее время в основном ведется не между фирмами и их товарами, а между их имиджами.

Имидж – это образ фирмы, товара, услуги, складывающийся в восприятии различных групп общественности. Для того, чтобы образ был именно тот, в котором фирма заинтересована, он специально проектируется, целенаправленно формируется и внедряется в сознание целевой аудитории. Если фирма не прибегает к направленным усилиям по формированию позитивного имиджа, то образ фирмы, товара, услуги возникает стихийно. Разумеется, реальный, стихийно образованный имидж не всегда соответствует тому образу, который фирма хотела бы для себя создать.

Следовательно, создание позитивного имиджа является важнейшей задачей, в решении которой принимают участие специалисты по маркетингу, рекламе, PR, а также психологии, филологии и даже режиссуре.

Позитивный имидж позволяет

фирме:

потребителю:

персоналу фирмы:

Общество в целом также заинтересовано в том, чтобы фирмы заботились о собственном благоприятном имидже, поскольку:

Имидж может быть различным для разных целевых аудиторий, так как он должен отвечать ожиданиям, потребностям, установкам и стереотипам поведения, а у разных целевых аудиторий они не одинаковы. Например, для широкой общественности наиболее предпочтительна гражданская позиция фирмы, для партнеров – обязательность и конкурентоспособность, для потребителей – надежность и высокое качество товаров и услуг и так далее.

Поэтому для грамотного формирования позитивного имиджа необходимо выделить различные целевые аудитории, квалифицированно их исследовать и по результатам вести работу своими средствами по созданию имиджа для каждой группы общественности.

Для того, чтобы выполнять свои главные функции – индивидуализации и дифференциации, такой имидж должен значительно отличаться от других имиджей, существующих на одном рыночном пространстве. Важнейшую роль в этом играет фирменный стиль.

Фирменный стиль – это набор постоянных элементов (словесных, графических, цветовых и прочих), которые, действуя совместно, обеспечивают визуальное и смысловое единство товаров (услуг) фирмы, всей исходящей от нее информации, ее внутреннего и внешнего оформления.

Задачи фирменного стиля – обеспечить индивидуальность фирмы, ее товаров и услуг, а также противопоставить фирму конкурентам и их товарам. Элементы фирменного стиля помогают потребителю ориентироваться в потоке информации и безошибочно находить предложения конкретной фирмы. Важно помнить, что плохой товар или недобросовестные услуги, обманувшие ожидания покупателя, тоже немедленно связываются в его сознании с фирменным стилем, в результате чего любое проявление стиля превращается в антирекламу. Поэтому необходимо вначале безупречно наладить производственно-коммерческую деятельность фирмы, обеспечить отличное качество ее товаров (услуг) и лишь затем разрабатывать и вводить фирменный стиль.

В систему фирменного стиля входят следующие элементы:

В разработку фирменного стиля также входят:

Основным элементом фирменного стиля является товарный знак.

Товарные знаки делятся на четыре группы: изобразительные, словесные, смешанные и объемные.

Изобразительные знаки – это конкретные изображения (предметы, люди, животные, растения и так далее), символы, абстрактные изображения, композиции или сочетания перечисленного.

Словесные товарные знаки – это слова или буквосочетания, имеющие характер слова.

Словесный знак, представленный в нестандартном графическом исполнении, называется логотипом.

Логотип может совпадать с названием фирмы, может быть его аббревиатурой, неполным сокращением или словом, косвенно связанным с названием фирмы.

Смешанные (комплексные) знаки – это сочетание изобразительного и словесного знаков, образующих нестандартную визуальную конструкцию.

Объемные знаки представляют собой, как правило, оригинальную форму изделия или его упаковки и используются крайне редко. Выбор типа знака зависит от специфики товара, целевой группы воздействия, желательных рекламных средств и так далее.

Товарный знак должен отвечать требованиям нормативных документов, позволяющим его зарегистрировать. На товарный знак и другие элементы фирменного стиля получают регистрационные номера, проверяется их патентная чистота.

Зарегистрировав товарный знак, его необходимо всюду использовать. Но прежде чем он станет главным рекламным средством, ему самому необходимо обеспечить рекламу.

Первое появление знака в любой рекламе должно сопровождаться полным названием фирмы и знаком R, означающим, что знак зарегистрирован. Нельзя наносить товарный знак на изделие, если он относится только к его детали.

Словесный знак всегда должен подаваться одинаково – в кавычках или без, одним и тем же шрифтом и, по возможности, в именительном падеже.

Сегодня разработка фирменного стиля требует значительных затрат, однако фирме, планирующей свое развитие на перспективу, не следует экономить на них, поскольку фирменный стиль – это, прежде всего, лицо фирмы, а с коммерческой точки зрения, и хорошее вложение рекламных средств.