logo
Степан / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях

Определение коммуникаций универсально для PR, менеджмента и маркетинга.

Коммуникации – это обмен информацией между двумя или более людьми.

Значимость коммуникаций как сферы деятельности и области знаний в развитых странах растет. По специальности, или программе коммуникаций ведется подготовка выпускников американских и европейских университетов.

Самая простая модель коммуникаций – это S-M-R, где S (source) – источник, посылающий сообщение M (message) получателю – R (receiver). R и S соединяет обратная связь.

Функция PR в коммуникациях состоит в кодировании и декодировании сообщения, отсылаемого источником.

Рис. 1

Кодирование и декодирование

Источник – это лицо или организация, генерирующее сообщение.

В качестве источника может выступать президент компании или страны, пресс-секретарь, информационное агентство, компания-рекламодатель, агент по личным продажам. Обычно источник имеет представление о том, как бы он хотел, чтобы сообщение интерпретировалось получателем. Однако результат интерпретации, то есть толкование сообщения получателем, определяется рядом факторов, и, прежде всего, кодированием.

Кодирование – это представление идеи, которую стремится донести до получателя источник, в кодах или символах.

Коды – это символы или знаки, переводящие идею на язык, понятный получателю. Кодирование должно обеспечить интерпретацию сообщения получателем в соответствии с целью коммуникации, поставленной отправителем.

В качестве кодов могут использоваться слова устной и письменной речи (лексика, а также темп, стиль речи), визуальные образы (людей, товаров, предметов интерьера) и их движение, запахи (цветов, духов, сигарет, мыла), звуки (мелодии, интонация и тембр голоса, модуляция), цвет (яркий, приглушенный), жесты (статуса, отношения к чему-либо).

Например, любая идея может быть передана политиком, корпоративным, государственным или общественным деятелем в нескольких вариантах сообщений, кодируемых разными людьми:

Получатель – лицо или группа лиц, принимающих сообщение. Принимающий сообщение, вне зависимости от его реакции – неотъемлемый элемент коммуникаций, без него коммуникаций нет. Реакция получателя определяет результативность коммуникации:

Процесс кодирования в значительной степени субъективен, поскольку зависит от личности кодирующего.

Составляя вербальное сообщение, важно правильно использовать семантику, то есть воспринимаемое значение слов. Одно и то же слово может иметь различные значения для различных социальных групп. Например, слова «успех», «провал», «престиж» вызывают весьма различные ассоциации у людей с различным жизненным опытом, уровнем образования и так далее.

Сообщение – это закодированная идея, то, что хотел сообщить источник получателю. Поскольку коммуникация – целенаправленное действие, важно знать – что же составляет сообщение. В числе ведущих – три компонента сообщения:

  1. содержание сообщения – то есть то, что оно, собственно содержит (мысли, аргументы, доводы, факты);

  2. средство передачи (канал) сообщения – телевидение, личная встреча, газета, журнал, радио, рекламный щит, публичное выступление;

  3. личность, делающая сообщение. Очень часто люди не отделяют личности оратора от того, что он говорит. Фактор принятия, симпатии к личности играет важную роль в коммуникации. Некоторые политические лидеры получают голоса электората только потому, что они нравятся избирателям. При этом недостатки внешности не являются препятствием для публики быть очарованной личностью политика. Часто на вопрос об отношении к политическим или общественным деятелям люди отвечают: «Мне он нравится».

Декодирование сообщения – это перевод его на язык получателя. Декодирование определяется личным восприятием

получателя, его способностью распознавать и интерпретировать коды, использованные для передачи идеи. Поэтому декодирование носит в определенной степени субъективный характер. Адекватность восприятия сообщения может варьировать от нуля до ста процентов. Так, незнание иностранного языка сводит возможность декодирования иноязычного сообщения к нулю, а наличие сходного профессионального, жизненного опыта у источника и получателя увеличивает адекватность восприятия сообщения. Расширение и даже создание сферы этого опыта – один из путей увеличения эффективности коммуникации. Вот почему программы деловых встреч предусматривают совместную деятельность сторон, лишь косвенно связанную с формальной целью встречи.

Управление коммуникациями предполагает знание их особенностей, специфики информационного воздействия различных видов коммуникации. Коммуникации, осуществляемые организацией, могут быть внешними и внутренними.

Внешние коммуникации пересекают границу организации, выходя за ее рамки. При этом источник или получатель сообщения находится за пределами организации. Примером может служить пресс-релиз, посылаемый организацией в средства массовой информации, а также публичное выступление организационного представителя на пресс-конферен-ции, издание информационного бюллетеня для широкой публики, «Дни открытых дверей». Квалифицированное ведение внешних коммуникаций требует хорошего знания внешней среды организации, в том числе знаковых систем, используемых объектами внешней среды.

Внутренние коммуникации осуществляются в рамках самой организации (источник и получатель находятся внутри организации). К средствам осуществления внутренних коммуникаций организации относятся: корпоративная газета (информационный листок для занятых), собрания сотрудников подразделений и корпоративные радио, стенды объявлений. По направленности коммуникации можно классифицировать на горизонтальные и вертикальные (в соответствии со структурой управления в организации или статусом участников).

Горизонтальные коммуникации – это коммуникации между лицами одинакового статуса, или уровня в социальной иерархии. Значение горизонтальных коммуникаций в компаниях растет вместе с тенденцией децентрализации управления.

Вертикальными коммуникациями называют коммуникации между людьми, стоящими на различных ступеньках социальной иерархии – должностной, возрастной, имущественной.

Коммуникации можно условно разделить на вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) – по критерию преобладающей системы кодирования идеи сообщения.