VI. Ораторская речь
И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Жанровая дифференциация публичных выступлений
и отбор языковых средств
Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно; они различаются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи – общению, сообщению и воздействию. В современной практике публичного общения выделяются следующие его роды: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и духовное (церковно-богословское).
К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономи-ческие, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские и парламентские речи.
Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью и научной культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Этот род красноречия близок к научному стилю, но в то же время часто в нем используются выразительные и изобразительные средства, реализуются различного рода оценки, в том числе и эмоциональные.
Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную речь, и адвокатскую, или защитительную речь.
К социально-бытовому красноречию относятся юбилейные речи, носящие торжественный характер, приветственные речи, застольные речи, надгробные речи.
Духовное красноречие – древний вид красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяются два подвида духовного красноречия: дидактическое (учительное), которое преследовало цели морального наставления и воспитания (проповедь), и панегирическое, или торжественное, которое посвящалось знаменательным церковным датам или государственным событиям.
По мнению известного исследователя русского языка В.В. Виноградова, «ораторская речь – одновременно и литературное произведение, и сценическое представление. Необходимо отделить задачи исполнительного, «театрального» изучения от литературно-стилистического. Ораторская речь – это особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского действа». Ораторская речь – это подготовленная речь, своего рода небольшое литературное произведение, имеющее определенные стилистические характеристики, художественную и эстетическую направленность. Это относится, прежде всего, к ораторской речи, обращенной к многолюдной аудитории или, по крайней мере, рассчитанной на нее, такой, как публичная лекция, религиозная проповедь, политическая и судебная речи.
Таким образом, под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Ораторская речь, являясь по форме выражения устной, во многом сближается с письменной речью, так как произносится не спонтанно, а планомерно, подготавливается по письменным источникам и, следовательно, находится под определенным влиянием различных функциональных стилей. В процессе подготовки и произнесения постоянно возникает внутреннее противоречие между книжной речью, поскольку выступление тщательно готовится, и устным воплощением, на которое влияет разговорная речь, а точнее, литературно-разговорный подстиль. Такие выступления являются полностью или частично подготовленной импровизацией.
Степень книжности или разговорности зависит от индивидуальных навыков оратора. Известно, что сухая книжная речь обладает незначительной силой воздействия. Именно включение элементов разговорного стиля делает речь доходчивой, оказывает положительное влияние на слушателей.
Установлено, что при восприятии письменной речи человек воспроизводит потом лишь 50% полученного сообщения, при восприятии того же сообщения, построенного по законам устной речи, воспроизводится уже 90% содержания. В ораторской речи происходит своеобразное смешение книжных стилей и разговорного стиля, и в этом она сближается с письменной публицистикой, которая также строится на полистилизме, то есть на использовании элементов книжных стилей в сочетании с экспрессивными единицами разговорного стиля, приемами красноречия.
В основе ораторской речи могут лежать различные типы построения: описание (статическое и динамическое), повествование, рассуждение в его разновидностях – доказательство, объяснение. Отмечают и смешанные типы ораторской речи, совмещающие повествование и рассуждение, описание и объяснение.
Ораторская речь по своей природе полемична, поскольку она отражает противоречия и коллизии современной жизни. В ней прослеживаются сложная и планомерная организация противонаправленного смысла, черты экспрессии, аргументативной структуры. Оратор всегда строит свою речь как целостный противопоставленный смысловой план, организуя движение речи как сложную развернутую мысль, отталкиваясь от противоположного смысла. Можно выделить два вида полемичности: имплицитную (или скрытую, внутреннюю) и эксплицитную (или открытую, внешнюю). Первый вид полемичности проявляется всегда, поскольку говорящему всегда приходится убеждать аудиторию, в числе которой, возможно, находятся его оппоненты. Эксплицитная полемичность связана с открытой защитой своих взглядов и опровержением взглядов оппонентов. Этот вид полемичности представлен в судебном и социально-политическом красноречии.
Полемическая форма речи предполагает тщательный анализ исходного фактического материала, статистических данных, научных проблем, мнений различных людей и так далее, а также основанную на этих фактах строгую аргументацию, а также эмоциональное воздействие на слушателя, необходимое в процессе убеждения. Ораторы пользуются всеми возможными средствами из богатого полемического арсенала: намеки, ирония, сарказм, многозначительные умолчания, категоричность оценочных суждений, сравнения. Убедительность полемического выступления во многом зависит от тех аргументов, с помощью которых обосновывается истинность основной идеи, а также от степени использования в качестве доказательств фактов и положений, не требующих обоснования.
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!