logo
Степан / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Художественный стиль

Художественный стиль как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функции. Чтобы понять особенности художественного способа познания действительности, мышления, определяющего специфику художественной речи, надо сравнить художественный стиль с другими функциональными стилями.

Язык науки или деловой документации и язык художественной прозы и поэзии нельзя рассматривать как явления одного порядка. Художественный текст не имеет определенного лексического набора и грамматического инструментария, которые отличают, обычно, одну разновидность от другой. Особенность языка художественной литературы не в том, что он использует какие-то специфические языковые средства, свойственные ему: он является открытой системой и не ограничен в использовании любых языковых возможностей.

Автор литературного текста смело использует все ресурсы языка, а единственным мерилом правомерности такого использования является лишь художественная целесообразность. Не только те лексические и грамматические особенности, которые характерны для деловой, публицистической и научной речи, но и особенности нелитературной речи – диалектной, просторечной, жаргонной – могут быть приняты художественным текстом и органически усвоены им. Но «открытость» художественного текста воспитывает не пренебрежение к норме, а умение ценить ее; без острого чутья общелитературной нормы нет полноценного восприятия образных текстов

Художественной литературе, как и другим видам искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности. Автор художественного произведения стремится передать, прежде всего, свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления.

Для художественного стиля характерно внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Так, в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя каждый из показанных писателем помещиков олицетворяет некие конкретные человеческие качества, выражает определенный тип, а все вместе они являлись «лицом» современной автору России.

Мир художественной литературы  это «перевоссозданный» мир, где изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел. В художественном стиле главную роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. В художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и так далее. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля.

Как средство общения художественная речь имеет свой язык  систему образных форм, выражаемую языковыми средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной составляют два уровня национального языка. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык.

Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, прежде всего, входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни. Например, Л.Н. Толстой в «Войне и мире» при описании батальных сцен использовал специальную военную лексику; значительное количество слов из охотничьего лексикона мы найдем в «Записках охотника» И.С. Тургенева, в рассказах М.М. Пришвина, В.П. Астафьева; в «Пиковой даме» А.С. Пушкина много слов из лексикона карточной игры и так далее.

В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Автор использует все богатство языка для создания своего неповторимого языка и стиля.

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи – как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например, прилагательное «свинцовый» в научной речи реализует свое прямое значение («свинцовая руда», «свинцовая пуля»), а в художественной образует экспрессивную метафору («свинцовые тучи», «свинцовая ночь», «свинцовые волны»). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, то есть изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А. Ахматовой: «Все мне видится Павловск холмистый…». Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу.

В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, то есть выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа, запоминающегося портрета.