logo
Степан / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Игровая концепция культуры й. Хейзинги

Игра как феномен человеческого бытия исследуется в работах многих мыслителей прошлого и настоящего. В концепции же Й. Хейзинги (1872–1945) игра предшествует культуре, сопровождает и пронизывает ее.10

Культура развивается в игре и как игра. Игровое поведение характерно и для животных. Однако у человека игра – это культурная форма жизнедеятельности. Хейзинга дает следующее определение игры: «Мы можем назвать игру свободной деятельностью, которая осознается как «не взаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого материального интереса, не ищет пользы, – свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой».11

Игровая основа культуры проявляется в аналогии культурных механизмов игровым: подобно тому, как игра усложняется, обрастает новыми правилами, знаками и символами, культура также меняет состояния, усложняется, приобретают остроту, напряженность.

В ходе истории роль игрового начала меняется и четко обнаруживается различие между повседневной практической деятельностью, «делом» и игрой. Однако игровое начало никогда не исчезает из культуры. «Подлинная культура требует всегда и в любом аспекте a fair play (честной игры); a fair play есть не что иное, как выраженный в терминах игры эквивалент порядочности».12 Лишенная этой «порядочности» игра теряет свое гуманистическое, человеческое содержание. Эта мысль особенно актуальна в наше время, когда игровой фактор, игровые сценарии широко применяются в различных сферах жизнедеятельности человека.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. В чем причины многообразия культурологических школ?

  2. Дайте характеристику основным методам исследования культуры.

  3. Раскройте содержание понятия культурно-исторический тип в учении Н.Я. Данилевского.

  4. В чем сходство и различие взглядов на культуру О. Шпенглера, А. Вебера и А.Тойнби?

  5. В чем видели истоки культуры представители социологической школы?

  6. Какой вклад внес в культурологию П. Сорокин?

  7. В чем отражаются сходства и различия взглядов З. Фрейда и К.-Г. Юнга на сущность культуры?

  8. В чем суть эволюционного подхода в культурологии? Назовите представителей этого направления.

  9. В чем сущность диффузионизма и каково его значение в исследовании культур?

  10. В чем суть функционализма в культурологии?

  11. Как возникла символическая школа в культурологии, и кто ее представлял?

  12. В чем заключались взгляды К. Леви-Строса на «примитивные» культуры?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Кто является основоположником цивилизационного подхода к объяснению культуры:

а) Данилевский;

б) Сорокин;

в) Вебер;

г) Тойнби.

2. Что такое цивилизация, с точки зрения О. Шпенглера:

а) вся культура, созданная человечеством;

б) культура, созданная одним определенным народом;

в) завершающая стадия в развитии культуры;

г) высшая стадия в развитии культуры.

3. С точки зрения А. Вебера, цивилизация – это:

а) синоним общества;

б) целесообразно и рационально обустроенное существование людей;

в) стадия развития общества;

г) завершающий этап развития культуры.

4. Согласно А. Тойнби, основой прогрессивного развития человечества является:

а) демократизация общественной жизни;

б) научно-техническое развитие;

в) рыночная экономика;

г) религия.

5. Культура, в которой, согласно П. Сорокину, преобладает утилитарная ценностная установка, называется:

а) чувственной;

б) идеационной;

в) идеалистической;

г) рационалистической.

6. Репрессивный характер культуры подчеркивает:

а) Л. Уайт;

б) Э. Кассирер;

в) З. Фрейд;

г) К.-Г. Юнг.

7. Понятие культурного архетипа разработано:

а) А. Вебером;

б) К.-Г. Юнгом;

в) З. Фрейдом;

г) П. Сорокиным.

8. Вера в духовные существа была названа Э. Тайлором:

а) анимизмом;

б) преанимизмом;

в) аниматизмом;

г) гилозоизмом.

9. Периодизацию человеческой истории на три стадии – дикость, варварство и цивилизация впервые осуществил:

а) Э. Тайлор;

б) Л. Морган;

в) Ф. Энгельс;

г) О. Шпенглер.

10. Согласно Дж. Фрезеру, вторая стадия умственного развития человечества – это:

а) религия;

б) магия;

в) искусство;

г) наука.

11. Вопрос о конкретно-исторических взаимовлияниях культур впервые осмыслен в сфере:

а) функционализма;

б) историзма;

в) диффузионизма;

г) структурализма.

12. Культуру как целостное образование исследует методология:

а) диффузионизма;

б) историзма;

в) эволюционизма;

г) функционализма.

13. Определяющий признак человека, культуры, с точки зрения Л. Уайта, – это способность:

а) к труду;

б) к символизации;

в) к игре;

г) к совместному общественному бытию.

14. Кому принадлежит мысль о том, что цель культурного потока – аккумулировать и упорядочивать энергию, рассеянную в природе:

а) П. Сорокину;

б) К. Леви-Стросу;

в) З. Фрейду;

г) Л. Уайту.

15. Культуру как «текст», всегда существующий в определенном «контексте», и как механизм порождения новых «текстов» рассматривает:

а) К. Леви-Строс;

б) Ю. Лотман;

в) Э. Кассирер;

г) П. Сорокин.

16. Идея о том, что критерии оценки ценностей культуры выходят за границы самой культуры и ведут к религии, характеризует культурологические взгляды:

а) П. Флоренского;

б) Г. Федотова;

в) Н. Бердяева;

г) Л. Лопатина.

17. Мысль о том, что культура вырастает из культа, является окружением культа, принадлежит:

а) Г. Федотову;

б) Н. Бердяеву;

в) П. Флоренскому;

г) Й. Хзейзинге.

18. Игровая концепция культуры развита:

а) Й. Хейзингой;

б) Н. Бердяевым;

в) О. Шпенглером;

г) А. Тойнби.