Человеческих отношений
Мораль есть духовно-практический, оценочно-импера-тивный способ освоения действительности, определяющий отношение человека к себе, другим людям, обществу и к миру в целом, и регулирующий поведение людей на основе представлений о добре и зле, справедливости, смысле жизни. Мораль является таким способом освоения мира, который связан с осознанием человеком самого себя, своего места в мире и предназначения. Вопросы морали – это вопросы и мировоззренческие, поэтому нередко мораль называют практической философией. Человек с помощью своего духа пытается понять мир, охватить его в целостности, познать не только единичное, изменчивое, временное, но и общее, постоянное и вечное. Без этого понимания человек не может найти своего места в мире, определить смысл своего существования. Подлинный смысл может быть только в вечном, а не преходящем.
Мораль включает моральное сознание, реальное поведение и нравственные отношения. В моральное сознание входят: нравственные ценности (представления о добре, зле, справедливости, долге, счастье, идеале), нравственные принципы (наиболее общие требования, определяющие всю линию поведения), нравственные нормы (образцы поведения), нравственные чувства. В моральном сознании можно выделить два уровня: первый обусловливает реальное поведение и называется нравственностью; второй – нацеливает на должное поведение и называется моралью в узком значении слова.
В центре морали стоит соотношение сущего и должного. Моральное сознание не только фиксирует реальные нравы, но и нацеливает на идеал: каким должен быть Человек, Общество и Отношения. Сам человек и его земная жизнь далеки от совершенства, однако он всегда стремится к лучшей жизни, к некоторому идеальному состоянию. Человеку свойственно представлять жизнь в виде иерархии, нижний уровень которой связан с земной эмпирической жизнью, а высший – с некоторым идеальным бытием – Богом, Абсолютом, Высшей реальностью. Еще древние отмечали, что человек занимает в мироздании серединное положение и по своей природе является незавершенным существом. Стремление к завершению в идеале – отличительная особенность человека. Эта замкнутость на идеал выражается в морали. Мораль ориентирует человека не на ту действительность, которая есть, и не на те отношения, которые существуют в обществе, а на ту действительность и те отношения, которые должны быть.
Характер отношений между людьми определяется высшими духовными ценностями, совокупностью нравственных норм и золотым правилом нравственности, которое гласит: «Во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».25 Мораль призвана утверждать в обществе идеалы Добра, Любви, Справедливости, Гуманности, Взаимопомощи. Только в обществе, основанном на этих ценностях, человек чувствует себя Человеком и может быть по-настоящему счастлив. Моральное сознание призвано отражать и выражать интересы не конкретных социальных групп, классов, наций, обществ с их социальными, идеологическими, политическими, национальными, расовыми и другими различиями, а интересы человека вообще, то общее, что присуще всем людям. Все люди относятся к одному и тому же роду, являются, прежде всего, людьми и имеют общие устремления. Все хотят, чтобы их ценили, уважали, любили, чтобы проблемы решались на основе справедливости, честности, доброжелательности. Моральное сознание нацеливает человека на приоритет общего над частным, общечеловеческого над групповым. Но это такой приоритет, который не навязывается человеку извне, а принимается человеком добровольно, сознательно.
Моральное сознание не только провозглашает идеал, но и предписывает поступать в соответствии с идеалом. Моральные требования выражены в повелительной форме: «Будь честным», «Уважай родителей». В своей совокупности они образуют некоторый идеальный порядок, идеальную модель должного поведения. Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью. Будучи предельным основанием бытия, мораль существует не как состояние, а как вектор сознательной жизни. Она обретает реальность как долженствование. Долженствование есть специфический способ существования морали. В долженствовании фиксируется непрерывность усилий человека по воплощению в жизнь ценностей и норм морали. Мораль рассматривает человека и общество в перспективе бесконечного совершенствования.
Замкнутость морали на идеал выражается в том, что нравственные поступки человека бескорыстны. Они совершаются без какого-либо расчета, корысти, выгоды. В человеческих мотивах и действиях есть пласт, который не может получить эмпирически доказательного объяснения, не умещается в границы закона причинности и принципа полезности. Считая, что нет ничего дороже жизни, люди часто отдают жизнь, спасая даже совершенно незнакомых людей. Во имя торжества справедливости многие идут на лишения, страдания, гибель. Мораль есть та область героического и бескорыстного в человеке, которая не выводится из обстоятельств и не сводится к ним, а имеет автономный, самозаконодательный характер.
Моральные требования носят обобщенный, мировоззренческий характер. Этим они отличаются от обычаев и норм права, которым присуща жесткая, детальная, однозначная, ситуационно ограниченная регламентация. В силу этого моральные предписания универсальны. Они указывают только общую направленность, отражают только всеобщее – родовое и общечеловеческое. Универсальность моральных ценностей и норм выражена в том, что они не являются едиными для всех народов и эпох и не дают готовых рецептов на все случаи жизни, человек сам в каждом конкретном случае определяет, что есть добро и зло. Универсальность ценностей проявляется не в одинаковости, а в том, что они всякий раз по-разному реализуются в зависимости от конкретно–истори-ческих условий и ситуаций.
Мораль – это особая внебиологическая культурно-нор-мативная форма регуляции межчеловеческих отношений. Человечество выработало множество способов освоения действительности: практический, ценностный, научный. Однако только мораль утверждает в обществе подлинно человеческие отношения, делает мир добрее и гуманнее.
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!