logo
Степан / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Структура культурологического знания

В любой области познания видов и форм человеческой жизнедеятельности можно выделить уровень социокультурных обобщений. При таком подходе исследуется история данного вида деятельности (генетический аспект); психология деятельности; социология деятельности (организационно-функциональный аспект) и культура данного вида деятельности. Культурологический аспект анализа деятельности включает в себя ценностно-нормативный и семантико-коммуника-тивный аспекты. В этом случае формируются такие направления исследования, как «культурология экономики», «культурология искусства», «культурология политики», «культурология религии».

Собственно культурология исследует тот же самый комплекс ценностно-нормативных и знаково-коммуника-тивных механизмов социальной организации и регуляции жизнедеятельности людей во всей общественной жизни человека, а не применительно к какой-то отдельной ее сфере.

На современной стадии своего развития культурология представляет собой систему наук, в которой принято выделять два уровня: фундаментальный и прикладной. Предметом фундаментальной культурологии является исследование общих закономерностей функционирования и развития культурных процессов. Прикладная культурология исследует, планирует и разрабатывает методику прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной и культурной политики. Эта политика осуществляется специализированными институтами культуры и общественными организациями.

Исходя из практики исследований культуры в отечественной традиции, в структуре современного культурологического знания можно выделить четыре основные раздела (отрасли).

Социальная культурология, исследующая социально-культурные процессы и явления в целом. Здесь культура рассматривается как всеобщая форма человеческого существования. К главным проблемам исследования культуры на данном уровне относятся:

Культурная антропология исследует:

Если в социальной культурологии культура рассматривается в ее объективных социальных формах, то культурная антропология исследует проблематику «культуры на уровне личности». Реальный создатель всякой культурной формы – отдельный человек, он же – и исполнитель ее норм, правил, обычаев.

Семиотика культуры исследует знаково-символический и информационный аспекты культуры:

История культурологии исследует развитие теоретических представлений о культуре. Начало осмыслению культуры положили труды мыслителей эпохи Просвещения, исследовавших мир культуры как опредмеченное царство человеческого разума. В многочисленных современных концепциях культуры нашли свое отражение различные стороны, механизмы, закономерности функционирования и развития многогранного, динамического мира культуры. Знание этих учений помогает понять своеобразие и перспективы развития современной культуры человечества.

В отличие от культурологии история мировой культуры описывает реальный процесс культурного развития в пространстве и времени и тем самым поставляет богатый эмпирический материал для культурологических обобщений. При этом историко-культурные исследования опираются на теоретические знания о культуре.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Каковы основные значения слова «культура»?

  2. Какие функции выполняет культура в общественной жизни?

  3. Раскройте причины появления культурологии как самостоятельной междисциплинарной науки о культуре.

  4. Какие аспекты человеческой деятельности исследуются культурологией?

  5. Почему существует множество типов культур?

  6. Раскройте содержание взглядов И. Канта и Гегеля на сущность и развитие культуры.

  7. Раскройте содержание предмета культурологии.

  8. В чем сущность антропологических исследований культуры?

  9. Что является предметом прикладной культурологии?

  10. Что исследует социальная культурология?

  11. Что исследует семиотика культуры?

  12. Каков объект истории культурологии?

  13. Раскройте взаимосвязь истории культуры и культурологии.

  14. Что исследует философия культуры?

Задания. Тесты.

Ответы.

1.Во взаимосвязи культуры с обществом главным является трактовка культуры как:

а) преобразованной природы;

б) искусственной среды обитания;

в) ценностно-нормативного основания совместной жизни;

г) системы образования и воспитания.

2. Природные объекты, преобразованные деятельностью человека и входящие в мир культуры, называются:

а) объектами;

б) субъектами;

в) знаками;

г) артефактами.

3. Культура является манифестацией мирового разума в учении:

а) Г.В.Ф. Гегеля;

б) И. Канта;

в) Л. Уайта;

г) О. Конта.

4. Какое суждение наиболее верно:

а) разнообразие культур определяется уровнем научно-технического развития;

б) типом социально-экономического устройства;

в) политическим строем общества;

г) опытом совместного существования людей.

5. Основателем культурологии как науки о культуре является:

а) И. Гердер;

б) Л.Уайт;

в) Гегель;

г) И. Кант.

6. Консолидирующие ценностно-нор-мативные аспекты совместной жизни людей изучает:

а) философская антропология;

б) культурология;

в) психология;

г) философия культуры.

7. Организационно-функциональные аспекты совместной жизни людей изучает:

а) психология;

б) социология;

в) культурология;

г) философия.

8. Историческая типология культуры исследуется:

а) историей;

б) социальной культурологией;

в) культурной антропологией;

г) социологией.

9. Исследованием универсальных характеристик культуры как специфически человеческого способа бытия занимается:

а) социальная антропология;

б) культурная антропология;

в) философская антропология;

г) философия культуры.