Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
Одной из главных тенденций современного человечества является становление глобальной цивилизации. Появившись в отдельных уголках планеты, человечество ныне освоило и заселило почти всю поверхность Земли; формируется единая всемирная общность людей.
Одновременно возник новый феномен – феномен глобальности событий, процессов. События, происходящие в отдельных районах Земли, оказывают влияние на жизнедеятельность многих государств, народов; информация о событиях в мире в силу развития современных средств коммуникации и СМИ почти немедленно повсеместно распространяется.
В основе формирования общепланетарной цивилизации лежат такие факторы, как процессы экономической, социально-политической, культурной интеграции во многом ускоряемые НТР; индустриализация, углубление общественного разделения труда, становление мирового рынка.
Важным фактором также является необходимость объединения государств для решения глобальных проблем современности.
Средства коммуникации, от уже ставших традиционными (радио, телевидение, пресса) и до новейших (интернет, спутниковая связь), охватили всю планету.
Одновременно с процессами интеграции в различных областях жизнедеятельности человечества формируются и пытающиеся регулировать их международные структуры и межгосударственные союзы. В сфере экономики – это ЕЭС, ОПЕК, АСЕАН и другие, в политической сфере – ООН, различные военно-политические блоки типа НАТО, в сфере культуры – ЮНЕСКО.
Глобализуются и стили жизни (массовая культура, мода, пища, пресса). Так, различного рода эстрадная, поп- и рок-музыка, стандартизированные боевики, мыльные оперы, фильмы ужасов все больше заполняют культурную нишу. Тысячи ресторанов «Макдональдс» работают во многих странах мира. Показы моды во Франции, Италии и других странах диктуют стили в одежде. Практически в любой стране можно купить любую газету или журнал, по спутниковым каналам просмотреть иностранные телепередачи и фильмы.
Постоянно увеличивается и без того огромное количество людей в мире, говорящих на английском языке. Причем ныне можно с уверенностью говорить о наступлении массовой американской культуры и соответственного образа жизни.
По мере развития процессов глобализации культуры и жизни людей все более проявляются и противоположные тенденции. Обусловлено это тем, что изменение лежащих в основе культуры ценностей происходит гораздо медленнее цивилизационных перемен. Выполняя свою защитную функцию, ценностное ядро культуры препятствует переходу цивилизации к новым условиям жизнедеятельности. По мнению ряда культурологов, размывание ценностей культурного ядра современной западноевропейской цивилизации привело к подавлению тенденции к интеграции мировой цивилизации другой резко обозначившейся тенденцией – к изолированности, культивированию собственной уникальности.
И этот процесс вполне закономерен, хотя может иметь большое количество негативных последствий. Культивирование уникальности того или иного этноса, народа порождает культурный, а затем и политический национализм, может служить основой для развития религиозного фундаментализма и фанатизма. Все это становится сегодня причиной многочисленных вооруженных конфликтов и войн.
Тем не менее, нельзя видеть в ценностях локальных культур препятствие на пути к мировой цивилизации. Именно духовные ценности определяют прогресс цивилизации, пути ее развития. Взаимообогащение культур позволяет ускорить темпы развития общества, «сжать социальное время». Опыт показывает, что каждая последующая историческая эпоха (цивилизационный цикл) короче предыдущей, хотя и не в одинаковой степени для разных народов.
Существует ряд подходов к перспективам взаимодействия локальных культур и мировой цивилизации.
Сторонники одного из них утверждают, что общество в будущем также будет представлять собой совокупность автономно развивающихся цивилизаций и культур, что позволит сохранить духовные устои, своеобразие культуры различных народов, а также может стать средством преодоления кризиса техногенной цивилизации, порожденного доминированием западно-европейских культурных ценностей. Взаимодействие различных культур приведет к возникновению новых жизненных ориентиров, к формированию культурного фундамента нового цикла развития цивилизации.
Сторонники другого подхода стремятся выйти за пределы дилеммы: стандартное единообразие будущего общества или сохранение многообразия локальных цивилизаций и культур, лишенных общности в развитии. Согласно данному подходу проблему мировой глобальной цивилизации следует воспринимать как постижение смысла истории в ее единстве и многообразии. Свидетельство тому – стремление человечества к общепланетарному взаимодействию и культурному единству. Каждая цивилизация несет определенную часть ценностей общечеловеческого характера (в первую очередь, социальные, моральные ценности). Данная часть объединяет человечество, является его общим достоянием. Среди таких ценностей можно выделить уважение человека к человеку в обществе, сострадание, религиозный и светский гуманизм, определенную интеллектуальную свободу, признание права на творчество, ценности социально-экономического, политического экологического характера. Основываясь на этом, ряд ученых выдвинул идею метакультуры как общего культурного знаменателя. Причем метакультуру в рамках данного подхода следует понимать как накопление общечеловеческих ценностей, обеспечивающих выживание и целостность человечества в его развитии.
Подобные подходы, несмотря на различные исходные положения, очень схожи в выводах. Они отражают тот факт, что человечество столкнулось с необходимостью выбора и признания социокультурных ценностей, которые смогли бы составить ядро будущей цивилизации. И в выборе ценностей следует внимательно изучать самобытный опыт каждой культуры.
Более того, по мнению многих этнографов, различия в культуре являются закономерным и основополагающим условием универсальности в развитии человечества. Если различия между ними исчезнут, то только для того, чтобы появиться вновь, в иной форме. Необходимо регулировать взаимодействие и столкновение интеграционных и дезинтеграционных процессов. Понимая это, уже сегодня многие народы и государства добровольно стремятся предотвратить столкновение, устранить противоречия в отношениях друг с другом и найти общие точки соприкосновения в культуре.
Мировую общечеловеческую цивилизацию нельзя рассматривать как стандартизированное, обезличенное сообщество людей, сформировавшееся на основе западной или американской культуры. Она должна представлять собой многообразную, но целостную общность, сохраняющую уникальность и своеобразие составляющих ее народов.
Интеграционные процессы – это объективное и закономерное явление, ведущее к единому человечеству и поэтому в интересах его сохранения и развития «…должны установиться не только общие для всех принципы и правила совместной жизни, но и общая ответственность за судьбу каждого человека. «А вот станет ли такое общество реальностью, сумеет ли человечество от осознания своего единства перейти к реальному единению и стать, в конечном счете, при сохранении национальной идентичности отдельных сообществ мировой социосистемой открытого типа…, – вовсе не очевидно. Это будет зависеть от множества факторов, которые в значительной степени связаны со столкновением интересов в глобальном мире».40
| Задания. Вопросы. | Ответы. |
---|---|---|
|
|
|
Задания. Тесты. | Ответы. | |
1. Кто первым в истории теоретической мысли ввел понятие «цивилизации»: а) К. Маркс; б) В. Мирабо; в) Л. Морган; г) Ж.-Ж. Руссо. 2. Какая теория ставит в основу развития общества критерий уровня технико-технологического развития: а) теория объединяющей роли «мировых религий»; б) теория стадий экономического роста; в) теория определяющей роли способов материального производства; г) теория открытых» и «закрытых» цивилизаций. 3. Какие факторы ускоряют развитие современных интеграционных процессов в мире: а) распространение мировых религий; б) развитие информационных технологий; в) распространение и утверждение общечеловеческих ценностей; г) экономическое развитие. 4. Согласно А. Тойнби, в будущем возможно достижение единства человечества на основе объединяющей роли: а) экономики; б) информационных технологий; в) мировых религий; г) экологических проблем. 5. Ценностями техногенной цивилизации являются: а) прагматизм; б) гуманизм; в) признание природы как самоценности; г) культ науки. 6. Ядро культуры, обеспечивающее стабильность и адаптационные возможности социума, называется: а) иерархией ценностей; б) архетипом; в) социогенетическим кодом; г) материальным базисом. 7. По мнению многих исследователей, самая важная черта техногенной цивилизации – это: а) эффективные информационные технологии; б) утрата человеком власти над техникой; в) культ науки и разума; г) унификация образа жизни. 8. Понятие метакультуры означает: а) размывание ценностей западноевропейской культуры; б) накопление общечеловеческих ценностей; в) стирание межкультурных различий; г) принятие ценностей какой-либо культуры в качестве общего основания. |
|
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!