XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами). Когда мы говорим о коммуникации, нас, прежде всего, интересует то, как информация передается.
Общение – социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей по поводу сообщенного. Люди, в отличие телефонного аппарата, не просто передают информацию. Они ее формируют, уточняют, развивают, искажают, переживают и реагируют на сообщенное.
Различать эти два понятия можно следующим образом: коммуникацию следует понимать как технико-информа-ционный аспект общения, а само общение можно трактовать как социально-психологический аспект коммуникации.
Следовательно, общение может происходить только между двумя людьми (субъектами), а коммуникация между живыми людьми (субъектами) и неживыми аппаратами (объектами). Эти понятия выражают разные стороны одного явления.
Простейшая модель коммуникации включает пять элементов. Ее предложил американский исследователь Г. Лассауэл:
кто передает информацию (источник сообщения)?
что сообщается?
по каким каналам передается сообщение?
кому предназначено сообщение?
каков эффект трансляции?
Все источники информации в современном обществе можно подразделить на следующие категории:
индивиды;
властные структуры;
институты СМИ;
группы интересов (партии и общественные движения);
институты культуры, образования, науки, религии.
Информацию передают агенты коммуникации (первый элемент в классификации Лассауэла). У каждого из них свои функции, задачи и полномочия. Властные структуры издают нормативные документы, определяют содержание сообщаемой ими информации, финансируют СМИ. Институты СМИ – теле- и радиокомпании, институты и газеты – осуществляют техническую сторону информационного обеспечения. Министерство связи следит за состоянием кабельных сетей, исправностью радиостанций, функционированием почты и телеграфа, телефонных сетей. Органы печати нанимают квалифицированный персонал, через корреспондентов собирают со всех концов света информацию, обрабатывают, иллюстрируют и выпускают в свет. Группы интересов представляют собой какие-либо влиятельные круги. Это могут быть оппозиционные партии, промышленные компании, многочисленные общественные движения, фонды, ассоциации, апеллирующие к общественности и стремящиеся заручиться ее поддержкой. В системе науки и образования существуют традиционно сильные учреждения, создающие и передающие информацию: школы и университеты, конференции и симпозиумы, отдельные ученые и научные школы, журналы и вестники.
Второй элемент в формуле Лассауэла – что сообщается – обозначает содержание посылаемой информации, под которым понимается совокупность передаваемых с помощью каналов массовой коммуникации знаний, оценок, верований.
Содержание информации может подаваться аудитории в различных формах: устных высказываниях, печатных текстах, рисунках, фотографиях, экранных изображениях. У содержания сообщения есть два главных параметра – форма и объем. Объем колеблется от единственного знака до миллиардов бит информации.
Третий элемент – кому предназначено сообщение – указывает на аудиторию. По структуре она не однородна. Существует великое множество аудиторий. Некоего усредненного читателя или слушателя не существует. Аудитория распадается на свое множество в зависимости от того:
к какому классу, сословию обращено сообщение;
какова степень внушаемости аудитории;
в каком психологическом состоянии находятся люди;
каков уровень образования аудитории;
где проживают люди (село, город);
каков уровень культуры в данной стране;
каков политический режим страны;
каковы религиозные убеждения людей;
каков уровень доверия аудитории к СМИ.
Четвертый элемент формулы Лассауэла – каналы массовой коммуникации. К ним относятся издательства, редакции газет и журналов, теле- и радиотрансляционные сети, электронная почта, компьютерные системы. Они различаются техническими возможностями, а, следовательно, количеством и качеством передаваемой информации.
Пятый элемент формулы – эффект трансляции – представляет сумму двух факторов: организации передачи информации и восприятие информации. Эффект воздействия информации на аудиторию зависит от следующих факторов:
квалифицированности организации потока информации;
технической оснащенности средств передачи информации;
широты охвата аудитории;
образовательного и культурного уровня аудитории;
содержания сообщения;
формы подачи, доказательности информации, понятности сообщаемого материала, его занимательности;
степени доверительности людей к СМИ;
формы политических запретов;
экономической ситуации в стране;
привлекательности информации для аудитории.
Привлекательность складывается из доступности языка, сообщения, личностной значимости темы, эмоциональности информации.
Прогресс коммуникации заключается в возрастающей мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков, скорости передачи сообщений. Изменилась их общественная роль. Сегодня радио, телевидение и пресса, называемые «четвертой властью», выступают чуть ли не самым мощным каналом воздействия на умы и сердца людей, более мощным, чем семья, правительство, группы сверстников.
Практически человечество еще не успело как следует адаптироваться к новой ситуации, возникают всевозможные накладки и дисфункции. «Четвертая власть» научилась весьма скрыто и эффективно манипулировать общественным мнением. Средства связи сделали индивида беспомощным в случае технических неисправностей: поломка телевизора, телефона, радио на какое-то время изолируют его от привычного образа жизни. Дисфункция технических средств коммуникации проявляется еще и в том, что они снижают потребность в живом, непосредственном общении.
Коммуникацию можно классифицировать по разным основаниям.
В зависимости от языка сообщения различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются неречевые знаковые системы, например, жесты) коммуникацию.
В вербальной коммуникации в качестве передатчика используют человеческую речь, то есть звуковой язык – систему фонетических знаков, включающую два элемента: лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством общением в человеческом сообществе. Считается, что благодаря ей лучше всего передается смысл сообщения.
Существуют такие типы невербальной коммуникации, которые связаны с использованием не жестов и движений, а предметов и рисунков, например, дорожные знаки и светофоры, религиозные символы, национальные и государственные флаги.
Примерно 30% населения Земли старше 15 лет не умеют ни читать, ни писать. Для общения они используют не письменную, а устную речь, а также невербальные сигналы.
Человечество пользуется письменным языком около 5 тысяч лет. До сих пор существуют общества, знающие только разговорный и жестовый язык. Из трех тысяч языков мира меньше половины облечено в письменную форму. Культурное наследие передается следующим поколениям путем устной коммуникации.
Часто используемой является также ритуальная коммуникация, под которой понимается процесс реализации социально предписанного поведения. Когда в класс входит учитель, школьники дружно встают. Каждый из них отдельно участвует в ритуальном действии. Знакомые люди приветствуют друг друга рукопожатием, приподниманием шляпы. У нарушающих нормы ритуальной коммуникации возникают трудности при общении с окружающими людьми.
- Министерство образования и науки
- Isbn 978-5-89933-106-0
- Два юбилея
- Культурология
- I. Наука культурология Культура как специфический человеческий мир
- Причины появления культурологии
- Предмет культурологии, ее место среди других социально-гуманитарных наук
- Структура культурологического знания
- II. Методология исследования культуры Многообразие методологических подходов
- Социально-историческое направление
- Социологическая школа
- Психоаналитическое направление
- Эволюционизм, диффузионизм и функционализм
- Неоэволюционизм л. Уайта
- Структурно-семиотические исследования культуры
- Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
- Игровая концепция культуры й. Хейзинги
- III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
- Классификация ценностей. Ценности и нормы
- Уровни культуры
- IV. Культура –
- Знаково-символическая система
- Язык как знаковый способ фиксации,
- Переработки и передачи информации
- Знак и символ. Символический механизм культуры
- Культура как текст. Текст и символ
- V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
- Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
- Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
- VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
- Сущность религии. Религия и культура
- Религия в современной культуре
- VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
- Буддизм
- Христианство
- VIII. Мораль – гуманистическое
- Основание культуры
- Основание культуры и всеобщий регулятор
- Человеческих отношений
- Нравственные противоречия и нравственная свобода
- Нравственное сознание в современном мире
- Культура поведения и профессиональная этика
- IX. Наука и техника в системе культуры Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки
- Научное знание и его отношение к морали и религии
- Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
- X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
- Искусство среди других сфер культуры
- Формы художественного сознания
- Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
- XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
- Природа как ценность культуры
- Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
- XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
- Основные типы культурных процессов. Контркультура
- Социокультурное противоречие – источник динамики культуры
- Модернизация и глобализация в современной культуре
- XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
- Личность в разных типах культур
- Человеческая телесность и культура
- XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
- Культурная перцепция и этнические отношения
- Принципы современного межкультурного общения
- XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
- Формационная и цивилизационная типологии
- Кровнородственные, этнические, национальные культуры
- Конфессиональные типы культур
- Субкультура
- XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
- Социокультурные основы восточной культуры
- Специфика и особенности динамики русской культуры
- Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
- XVII. Культура в контексте
- Глобальной цивилизации
- Цивилизация как социокультурная общность.
- Типология цивилизаций
- Роль культуры в динамике цивилизаций
- Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
- Основные понятия
- Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
- Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
- Русский язык
- Формы существования национального языка
- Литературный язык – высшая форма национального языка
- Русский язык – один из мировых языков
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- II. Язык и речь Речевое взаимодействие
- Речь в межличностных и общественных отношениях
- III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Газетно-публицистический стиль
- Художественный стиль
- Разговорно-обиходный стиль
- IV. Официально-деловой стиль
- Современного русского языка
- Сфера функционирования
- Официально-делового стиля
- Унификация языка и правила оформления служебных документов
- V. Культура речи Понятие культуры речи
- Культура деловой речи
- Культура разговорной речи
- VI. Ораторская речь
- Особенности устной публичной речи
- Оратор и его аудитория
- Подготовка речи
- Основные понятия
- Паблик рилейшнз
- I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
- Принципы Паблик рилейшнз
- Общественность и общественное мнение
- II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
- Pr в системе менеджмента
- III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
- Вербальные коммуникации в pr
- Невербальные коммуникации в pr
- IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
- Роль сми в современном обществе
- Жанры аналитической и художественной публицистики
- V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
- Отношения с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
- VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
- Понятие, формирование и поддержание имиджа
- Организация специальных событий
- VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
- Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
- Западная и восточная деловые культуры
- IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
- Зарождение и развитие отечественного pr
- Создание расо
- Нравственность в pr-индустрии
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- Основные понятия
- Вниманию студентов и аспирантов!
- Внимание: эврика!