logo
Степан / Культурология,русский язык и культура речи,паблик рилейшнз гуманитас

Причины появления культурологии

Культурология в качестве специальной науки о культуре начинает формироваться в конце XIX – начале XX вв. Мир культуры как мир созданных человеком объектов и порядков до этого исследовался в рамках философии. Принято считать, что слово «культура» в качестве самостоятельного понятия впервые было употреблено немецким правоведом С. Пуффендорфом (1632–1694). Культура в его понимании – все то, что существует благодаря человеку.

Появлению специальных культурологических исследований предшествовало разрушение классического типа философствования, представленного целыми эпохами, прежде всего эпохой Просвещения и такими мыслителями, как И. Кант и Г. Гегель. В XVIII веке религия лишилась монопольного права на истину о мире и человеке и решительно утверждалось мнение о суверенности человеческого разума. Человек сам по себе является существом разумным, способным осознать свои собственные возможности и организовать на этой рациональной основе разумно устроенное общество. Если этого не происходило ранее, то виной тому человеческое невежество, которое довлело над умами людей на протяжении многих веков. Вера в могущество и самодостаточность человеческого разума присуща и представителям немецкой классической философии, хотя И. Кант существенно ограничивает возможности теоретического разума (науки) в пользу разума практического (нравственности). С точки зрения Гегеля, культура – это опредмеченный в истории религии, науки, искусства, формах совместной жизни и судьбе народов «портрет» мирового разума. Разумный ход истории (культуры) может осуществляться и неразумными людьми, но основой этой истории является история мирового духа, поэтапно реализующая себя в деяниях человеческих.

В конце XIX – начале XX вв. стало ясно, что царство разума на Земле нельзя построить на идеалах Просвещения. Противоречия, разрывы между культурой и природой, культурой и человеком не удалось ликвидировать на почве гегелевского идеализма. Происходит осознание кризиса культуры, переоценка ценностей. Кризис культуры осознается как распад ее внутреннего единства, ее идеалов и ценностей, воплощенных в рационалистической западноевропейской культуре. Разрушение классической рационалистической модели культуры, рассмотрение истории через призму уникальных событий открывало путь исследованию культуры отдельных народов. В изучении культуры утверждается ценностный подход. Культура – это не столько созданный человеком мир предметов, сколько среда значений, смыслов. Одним из результатов позитивистской философии (О. Конт) стало социологическое исследование культуры, опирающееся на эмпирические данные.

Наибольший разрыв с рационалистическими идеалами Просвещения характерен для философии Ф. Ницше. Он смеется над обыденным, мещанским представлением о человеке и культуре: «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью. Пространство культуры угадывается в скрывающейся во мраке базарной площади, через которую канат протянут. Человечество – канатоходец, который трудится во имя своего желудка. Культура – это также маски, которые человечество на себя время от времени напяливает, объявляя себя за достоверность, а на деле прячась за суевериями».

Итак, отказ от спекулятивно-философских построений, от евроцентризма, согласно которому, западноевропейский тип культуры является образцовым, стимулировал описание множества других культур. Результатом такого описания стало сомнение в том, что разнообразие типов культур определяется уровнем научного и социально-экономического развития. Стало ясно, что развитие науки и техники, расширение прав и свобод человека не гарантирует духовного развития. Культура определяется какими-то внутренними факторами и ведет себя как самостоятельный человек, который сопротивляется, когда ему навязывают несвойственные ему взгляды или манеры поведения. Накопленный этнографами огромный эмпирический материал свидетельствует о разнообразии базовых элементов культуры, которые определяют «лицо», специфику культуры. Однако в многообразных типах культуры проявляется и некое универсальное начало – своеобразие человеческого отношения к миру, необходимость совместного существования, консолидации людей.

В настоящее время идет постоянный диалог культур, на фоне которого европейский путь развития предстает как один из вариантов культуры. Межкультурные коммуникации, поиски общего языка в диалоге носителей разных культур являются необходимыми предпосылками выживания человеческого рода, его выхода из глобального кризиса.

Сам термин «культурология» появился в конце XIX – начале XX вв. Английский эволюционист, этнограф Э. Тайлор этим термином назвал одну из глав своей книги «Первобытная культура» (1871). Немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В. Освальд в работе «Принципы теории образования» назвал культурологией науку о специфически человеческих способах деятельности. Однако обоснование статуса культурологии как специальной науки о культуре обычно связывают с именем американского антрополога Л. Уайта. Культурой он назвал класс явлений, созданных человеком благодаря его способности к символизации. Обоснование культурологии как науки дано им в работе «Наука о культуре» (1949).

Практические исследования привели Уайта к выводу о том, что любое культурное явление носит системный характер. Поэтому исследование культуры как самоорганизующейся специфически человеческой реальности основывается на использовании системного подхода. Такой подхорд способствовал определению предметного поля и сущности культурологи, осознанию ее специфики как междисциплинарной гуманитарной науки. Он определил культуру как специфическую систему явлений, наделенных символическими значениями и присущую только человеческому сообществу: мир человека – это мир его культуры.