19. Искусство этрусков. Росписи гробниц, скульптура, зеркала.
Искусство этрусков. VIII-II вв. до н.э.
Искусство Древнего Рима (8-7 века до н.э. до 5 века н.э.).
Древние римляне оставили после себя грандиозные архитектурные ансамбли, сооружения потрясающей инженерной техники, реалистический, доходящий иногда до беспощадности характеристик портрет в скульптуре, высокие образы монументальной живописи и произведений прикладного искусства. Римское искусство много взяло у Греков, но выросло оно на древнеитальянской культуре, начало которой восходит ещё к 3 тыс. до н.э. и в которой наиболее интересным и развитым было искусство этрусков.
Происхождение и язык этрусков до сих пор полностью не выяснены. Большинство исследователей склоняются к их малоазийскому происхождению. Уже в 8 веке до н.э. этруски заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Города этрусков были прекрасно укреплены, соединялись благоустроенными дорогами и мостами. Как и греки, этруски были язычниками. Но религия их была мрачнее. Божества смерти и загробного мира. Юпитер = Зевсу, Юнона = Гере, Минерва = Афине. Поэтому храмы имеют интерьер разделён на 3 целлы.
Архитектура этрусков была достаточно развита. Лучше всего сохранились стены, окружавшие этрусские города, и гробницы. Дома в Этрурии возводились из необожженного кирпича, фундамент складывали из речных камней. Дома, скорее всего, были одноэтажными. Этруски использовали плоскую и изогнутую черепицу.
В VII веке до н. э. для сооружения ложных сводов и арок использовалась каменная кладка, настоящий цилиндрический свод начал сооружаться в период эллинизма. Самое древнее этрусское укрепление — земляной вал в Поджио-Буко (VII век до н. э.). После отказа от кремации этруски стали захоранивать усопших в гробницах. Их вырубали в скалах, сверху часто насыпали курган. В Сутри сохранился этрусский амфитеатр, вырубленный в скале.
При строительстве храмов этруски редко использовали камень, только в основании храма -
подиуме. На всем протяжении своей истории этруски строили деревянные храмы, поэтому не один из них не сохранился. Деревянные элементы храма покрывались терракотой. С древнейших времен в религиозных обрядах этруски использовали открытые святилища, храмовое строительство началось позднее. Самое раннее одноцелловое сооружение датируется первой половиной VI века до н. э. Подробное описание этрусского храма можно найти у Витрувия. Центральная целла была чуть больше боковых, портик поддерживали два ряда колонн. Крыша покрывалась черепицей. По краям кровли помещали антефиксы. На фризе изображались сначала группы богов или людей, позднее — цветочный орнамент. Вся терракотовая отделка раскрашивалась в яркие цвета.
О жизни этрусков можно многое почерпнуть из росписей гробниц, высеченных в скале или возведённых из камня наподобие кургана. Стены гробниц расписаны сценами заупокойного культа, изображениями охот, пиров, состязаний, битв, сюжетами из мифологии. Из них мы узнаём и многие детали быта: костюм, утварь, мебель, даже типы музыкальных инструментов (роспись гробницы «Пирующих», начало 5 века до н.э., Тарквинии). Самые интересные росписи выполнены 6-3 века до н.э. в гробницах Тарквинии – древнейшего города этрусков. Есть даже гробница рельефов.
У этрусков рано развилась скульптура. У крышек погребальных терракотовых урн (канопы) 7-6 в. до н.э. имелись фигуры усопшего, всегда портретного характера. Такого же типа полуфигуры украшали крышки саркофагов. Изображение условное, но деталями создаётся реальный образ. Аполлон из Вей, терракота ок. 500 лет до н.э.. Антефиксы в виде Менады 5 век до н.э., Горгоны 4 век до н.э
В гробницы 7 века до н.э. приносили дары. В числе непременных даров было зеркало из бронзы 4 век. С одной стороны оно отполировано до блеска, с другой украшено гравировкой. Самые известные с изображением прорицателя Калханта
Этрусская керамика близка греческой по форме, но отличается техникой исполнения. Этруски обжигали сосуды до черноты, название – «буккеронеро» - чёрная земля, полировали так, что они были похожи на бронзовые или золотые, украшали процарапанным рисунком или рельефом. Этруски – искусники в ювелирном деле, знали зернь и филигрань, но особенно славились в бронзовом литье. Именно этрускам принадлежит знаменитая Капитолийская волчица (начало 5 века до н.э.), сохраняемая и по сей день в Риме. ., Химера 5 век до н.э.
С 5 века начинается упадок этрусских городов, их главным соперником на море становится Сиракузы. В 4 веке до н.э. Этрурия попадает под власть Рима.
- 1. Искусство палеолита. (30-8 т.Л. До н.Э.)
- 2. Искусство неолита. Основные характеристики. Мегалиты.
- 3. Искусство Древнего Египта. Общая характеристика, связь с заупокойным культом, периодизация (Древнее, Среднее и Новое Царство).
- 4. Древнеегипетские рельефы и живопись: принципы композиции, приемы изображения пространства и фигур, связь с письменностью.
- 5. Древнеегипетская скульптура. Канонические типы изображения человека (стоящие и сидящие изваяния, скульптурные группы, тип писца).
- 6. Реформы Эхнатона и их влияние на искусство.
- 7. Искусство культур Месопотамии ш тысячелетия до н.Э. (Шумер, Аккад).
- 8. Искусство Вавилона, Ассирии и Древней Персии.
- 9. Искусство Крита. Фрески, мелкая пластика, вазы.
- 10. Микенское искусство.
- 11. Греческая вазопись. Керамика геометрического стиля, чернофигурная и краснофигурная вазопись.
- 12. Греческое искусство периода архаики. Скульптуры и рельефы.
- 13. Скульптурные фронтоны ранней классики (храмы Афины Афаий на острове Эгина, Зевса в Олимпии).
- 14. Скульптура и рельефы ранней классики.
- 15. Высокая классика. Творчество Мирона, Поликлета, Фидия.
- 16. Афинский Акрополь. Скульптурное убранство Парфенона, Эрехтейона, храма Ники Аптерос.
- 17. Поздняя классика. Творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа.
- 18. Искусство эпохи эллинизма.
- 19. Искусство этрусков. Росписи гробниц, скульптура, зеркала.
- 20. Искусство Рима эпохи республики.
- 22. Римское искусство 3-4 вв
- 23. Римская живопись: фрески и мозаики.
- 24. Римские рельефы. Их расположение, сюжеты, композиции.
- 26. Мозаики Равеннны
- 29. Искусство Западной Европы дороманского периода (времени варварских королевств, правления Меровингов, Каролингов, Оттонов).
- 30. Романское искусство. Общая характеристика. Основные памятники.
- 31. Романское искусство Франции (Отен, Муассак, Везле, Тулуза, Арль).
- 33. Готическое искусство Франции (Шартр, Реймс, Амьен).
- 34. Готические витражи (Шартр, Нотр-Дам в Париже, Сен-Шапель)
- 35. Готическое искусство Германии (Бамберг, Наумбург, Страсбург).
- 36. Искусство Проторенессанса в Италии. Общая характеристика. Основные мастера.
- 37. Творчество Джотто.
- 38. Живопись Проторенессанса. Сиенская школа (Дуччо, Симоне Мартини, братья Лоренцетти).
- 39. Искусство Раннего Возрождения. Общая характеристика. Основные мастера.
- 40. Скульптура Раннего Возрождения. Общая характеристика, основные мастера.
- 41. Творчество Донателло и Вероккио.
- 42. Творчество Донателло и Гиберти.
- 43. Творчество Мазаччо.
- 44. Творчество Паоло Уччелло и Фра Беато Анжелико.
- 45. Итальянская живопись середины - второй половины XV века. Основные тенденции развития. Основные мастера.
- 46. Творчество Пьеро делла Франческа.
- 47. Творчество Антонелло да Мессина, Джованни Беллини и Андреа Мантеньи.
- 48. Творчество Сандро Боттичелли.