logo
История_искусств_(ШПОРЫ)

10. Микенское искусство.

У микенцев был воинственный и замкнутый характер. Основание городов – уединённые крепости в горах. Города – твердыни. Таковы Микены и Тиринф на полуострове Пелопоннес (Южная Греция). В Тиринфе одна из стен крепостной стены с галереей внутри – так называемая «каземата» - имеет толщину семнадцать метров. За пределами цитадели, у подошвы холмов, располагался «нижний город» для обычных людей. На акрополе селились только крутые чуваки.

Микенские дворцы, многое, заимствовав у критских, были уже совершенно иными. Они не напоминали лабиринты: их формы были строги и просты, а главное – дворцовое здание всегда представляло собой мегарон. Это было вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, не имевшее внутреннего двора. Оно делилось на три основных помещения, нанизанных на единую ось. В центральном зале с очагом посередине происходили все важные события – праздники, военные советы, заседания вождей.

Некоторые цитадели имели по два дворца – большой и малый. Для кого? Непонятно. Большой наверное для царя-анакта (светского правителя) или василевса (правителя-жреца), а малый – для царицы. Микенский акрополь.

Несмотря на внешнюю простоту, здания были роскошно отделаны. В живописи чувствуется островная эгейская школа, но в целом росписи совершенно иные.

Фрески. «Орфей» - диспропорция человека и голубя (воплощение Афродиты). Другая священная процессия написана варварской рукой (грубо).

В соответствии с «Илиадой» Гомера, господствовал мужчина, отец, глава рода.

«Тиринфянка» - отдалённое эхо кносской «Парижанки». Нет живости и чувственности в рисунке. «Микенянка» - другое изображение, иной почерк, иной взгляд на мир, иная художественная система, постепенно развитая микенцами. В отличие от критских героев (хрупких), микенские герои – массивные и тяжеловесные, уверенные и сильные. Тектоничны. Если критское искусство выражает стихийность неопределённых ощущений, то микенское – силу разума и организованность интеллекта.

Все безделушки стали стереотипными и банальными, но пользовались популярностью.

К числу самых великих проявлений микенского духа принадлежат памятники погребального искусства. Вход в город был оформлен в 14в. до н.э. львиными воротами, украшенными сценой поклонения львов божеству.

Рядом с микенским дворцом находился Некрополь. Микенская гробница – толос. В отличии от критян правители Микен носили усы и бороды, чему станут подражать и их греческие преемники.

Бронзовые кинжалы с рукояткой из горного хрусталя. Сосуды из серебра, золота, электра.

Дворцовая жизнь в Минойско-Микенском регионе начала затухать к 13-12 веку до н.э. Около 1250 или 1190 году до н.э. произошла какая-то катастрофа. Прекращение существования.