10. Микенское искусство.
У микенцев был воинственный и замкнутый характер. Основание городов – уединённые крепости в горах. Города – твердыни. Таковы Микены и Тиринф на полуострове Пелопоннес (Южная Греция). В Тиринфе одна из стен крепостной стены с галереей внутри – так называемая «каземата» - имеет толщину семнадцать метров. За пределами цитадели, у подошвы холмов, располагался «нижний город» для обычных людей. На акрополе селились только крутые чуваки.
Микенские дворцы, многое, заимствовав у критских, были уже совершенно иными. Они не напоминали лабиринты: их формы были строги и просты, а главное – дворцовое здание всегда представляло собой мегарон. Это было вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, не имевшее внутреннего двора. Оно делилось на три основных помещения, нанизанных на единую ось. В центральном зале с очагом посередине происходили все важные события – праздники, военные советы, заседания вождей.
Некоторые цитадели имели по два дворца – большой и малый. Для кого? Непонятно. Большой наверное для царя-анакта (светского правителя) или василевса (правителя-жреца), а малый – для царицы. Микенский акрополь.
Несмотря на внешнюю простоту, здания были роскошно отделаны. В живописи чувствуется островная эгейская школа, но в целом росписи совершенно иные.
Фрески. «Орфей» - диспропорция человека и голубя (воплощение Афродиты). Другая священная процессия написана варварской рукой (грубо).
В соответствии с «Илиадой» Гомера, господствовал мужчина, отец, глава рода.
«Тиринфянка» - отдалённое эхо кносской «Парижанки». Нет живости и чувственности в рисунке. «Микенянка» - другое изображение, иной почерк, иной взгляд на мир, иная художественная система, постепенно развитая микенцами. В отличие от критских героев (хрупких), микенские герои – массивные и тяжеловесные, уверенные и сильные. Тектоничны. Если критское искусство выражает стихийность неопределённых ощущений, то микенское – силу разума и организованность интеллекта.
Все безделушки стали стереотипными и банальными, но пользовались популярностью.
К числу самых великих проявлений микенского духа принадлежат памятники погребального искусства. Вход в город был оформлен в 14в. до н.э. львиными воротами, украшенными сценой поклонения львов божеству.
Рядом с микенским дворцом находился Некрополь. Микенская гробница – толос. В отличии от критян правители Микен носили усы и бороды, чему станут подражать и их греческие преемники.
Бронзовые кинжалы с рукояткой из горного хрусталя. Сосуды из серебра, золота, электра.
Дворцовая жизнь в Минойско-Микенском регионе начала затухать к 13-12 веку до н.э. Около 1250 или 1190 году до н.э. произошла какая-то катастрофа. Прекращение существования.
- 1. Искусство палеолита. (30-8 т.Л. До н.Э.)
- 2. Искусство неолита. Основные характеристики. Мегалиты.
- 3. Искусство Древнего Египта. Общая характеристика, связь с заупокойным культом, периодизация (Древнее, Среднее и Новое Царство).
- 4. Древнеегипетские рельефы и живопись: принципы композиции, приемы изображения пространства и фигур, связь с письменностью.
- 5. Древнеегипетская скульптура. Канонические типы изображения человека (стоящие и сидящие изваяния, скульптурные группы, тип писца).
- 6. Реформы Эхнатона и их влияние на искусство.
- 7. Искусство культур Месопотамии ш тысячелетия до н.Э. (Шумер, Аккад).
- 8. Искусство Вавилона, Ассирии и Древней Персии.
- 9. Искусство Крита. Фрески, мелкая пластика, вазы.
- 10. Микенское искусство.
- 11. Греческая вазопись. Керамика геометрического стиля, чернофигурная и краснофигурная вазопись.
- 12. Греческое искусство периода архаики. Скульптуры и рельефы.
- 13. Скульптурные фронтоны ранней классики (храмы Афины Афаий на острове Эгина, Зевса в Олимпии).
- 14. Скульптура и рельефы ранней классики.
- 15. Высокая классика. Творчество Мирона, Поликлета, Фидия.
- 16. Афинский Акрополь. Скульптурное убранство Парфенона, Эрехтейона, храма Ники Аптерос.
- 17. Поздняя классика. Творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа.
- 18. Искусство эпохи эллинизма.
- 19. Искусство этрусков. Росписи гробниц, скульптура, зеркала.
- 20. Искусство Рима эпохи республики.
- 22. Римское искусство 3-4 вв
- 23. Римская живопись: фрески и мозаики.
- 24. Римские рельефы. Их расположение, сюжеты, композиции.
- 26. Мозаики Равеннны
- 29. Искусство Западной Европы дороманского периода (времени варварских королевств, правления Меровингов, Каролингов, Оттонов).
- 30. Романское искусство. Общая характеристика. Основные памятники.
- 31. Романское искусство Франции (Отен, Муассак, Везле, Тулуза, Арль).
- 33. Готическое искусство Франции (Шартр, Реймс, Амьен).
- 34. Готические витражи (Шартр, Нотр-Дам в Париже, Сен-Шапель)
- 35. Готическое искусство Германии (Бамберг, Наумбург, Страсбург).
- 36. Искусство Проторенессанса в Италии. Общая характеристика. Основные мастера.
- 37. Творчество Джотто.
- 38. Живопись Проторенессанса. Сиенская школа (Дуччо, Симоне Мартини, братья Лоренцетти).
- 39. Искусство Раннего Возрождения. Общая характеристика. Основные мастера.
- 40. Скульптура Раннего Возрождения. Общая характеристика, основные мастера.
- 41. Творчество Донателло и Вероккио.
- 42. Творчество Донателло и Гиберти.
- 43. Творчество Мазаччо.
- 44. Творчество Паоло Уччелло и Фра Беато Анжелико.
- 45. Итальянская живопись середины - второй половины XV века. Основные тенденции развития. Основные мастера.
- 46. Творчество Пьеро делла Франческа.
- 47. Творчество Антонелло да Мессина, Джованни Беллини и Андреа Мантеньи.
- 48. Творчество Сандро Боттичелли.