logo
История_искусств_(ШПОРЫ)

5. Древнеегипетская скульптура. Канонические типы изображения человека (стоящие и сидящие изваяния, скульптурные группы, тип писца).

В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. норма, правило) – строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях.

Все скульптуры объединял художественный канон: спокойствие, симметрия и равновесие величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстрастность лиц. В то же время они удивительно жизненны. Каждый портрет эпохи Древнего царства уникален.

Существовало несколько видов канонического изображения фараона: идущего – с вытянутой вперёд ногой; спокойно сидящего на троне – его руки лежат на коленях; усопшего – в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символы власти – жезл и плеть. Другое: клафт – полосатый платок с концами, спускающимися на плечи. В облике властелина портретное сходство должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (27 в. до н.э.), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе).

Деревянная статуя вельможи Каапера (середина 3 тыс. до н.э.) – дородного степенного пожилого египтянина с посохом в руке – так поразила нашедших её при раскопках рабочих сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина 3 тыс. до н.э.), на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряжённый, он словно ловит каждое слово своего властелина. В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина 3 тыс. до н.э.), восседающих на тронах, передано состояние наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. По традиции статуя Рахотепа окрашена в красновато-коричневый цвет, а статуя Нофрет – в светло-желтый. Царевна изображена в белой облегающей одежде и в коротком чёрном парике, на шее у неё разноцветное ожерелье. У молодой женщины плотная фигура, её округлое, несколько тяжеловатое лица, выразительные глаза подкупают непосредственной жизненностью.

При выполнении рельефов и настенных росписей использовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища – в трёхчетвертном развороте. Скульпторы пытались таким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора.

Рельефы развертывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фигуры располагались вереницами – в схожих позах, с одинаковыми жестами, на светлом фоне чётко выделялись кирпично-красные тела мужчин и жёлтые – женщин.

Фараон , вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением.

Окружающий человека мир живых существ и предметов передан достойно и узнаваемо.