29. Искусство Западной Европы дороманского периода (времени варварских королевств, правления Меровингов, Каролингов, Оттонов).
Искусство времени варварских королевств.
• Фибулы из Саттон-Ху 7 в.
• Вестготская корона 7 в.
• Сан Педро де ла Наве, 7 в.
• Санта Мария дель Монте Нарранко 9 в.
• Евангелие из Дурроу 7в.
• Келлская книга 7 в. Инициал
• Взятие Христа под стражу 7 в.
• Евангелие из Линдесфарна 7 в.
• Крест Муйердаха в Монастербойсе, 9в.
Каролинги.
• Евангелие Годескалька 8 в.
• Евангелие Ады ок 800 г.
• Венское Евангелие 9 в.
• Сен-Медардское Евангелие 9 в.
• Евангелие Сен Медард Небесный Иерусалим ок 800 г.
• Евангелие Сен Медард Св. Иоанн ок 800 г.
• Евангелие Лотаря Лотарь сер 9 в.
• Евангелие Эбо ок 835 г.
• Утрехтская псалтирь ок 830 г.
Оттоны.
• Кодекс св. Григория Оттон П. и провинции 10 в.
• Евангелие Оттона Ш. Омовение ног ок 1000 г.
• Евангелие абатисы Хитды нач 11 в.
• Евангелие Хидты 11 в.
• ворота св. Михаила в Гильдесгейме 1015 г.
• колонна епископа Бернварда
Скандинавию заселили норманны в 11веке.
Кельтов завоевали германские племена англов и саксов. На территории Галлии в 5 веке образовалось гос-во франков. В 800 г. король франков Карл Великий короновался в Риме, и возникла первая средневековая империя. Это будущие Франция, Германия и позже Италия.
Франкская династия Меровингов (486-751г). Новый архитектурный стиль – простота, мощь и сила. Первые постройки свидетельствуют, что они не знают римского инженерного дела. Купола приходилось мощно поддерживать. В базиликах исчезает атриум, как наследие античности. Встречается храмы-ротонды. Используются ордерные колонны. Нет - античности!!!
Ювелирные украшения, бытовая утварь, яркие краски, драг. материалы. Этот период – царство орнамента. Особенно, расцвет орнамента в книгах. Книги – это сложно. Буквы перерастали в животных, в миниатюры.
Монументальная живопись и скульптура в 6-8века развития не получила.
Каролинги (конец 8 – первая половина 9 в.). Конечно, походы на Рим познакомили франков с раннехристианским и римским искусствами. Возникли следы подражания античному искусству. Например, дворцовая капелла в Аахене. При Карле Великом развилось монастырское строительство. Внешнее убранство – скромное. Внутри – фрески или мозаика. Монументальная живопись в 9 веке была на высокой ступени развития. Но памятников оч мало. Влияние античности – фон с изображением архитектуры, в более или менее правильных пропорциях фигур, в их светотеневой моделировке, в естественности поз и движений. Но новые черты средневековья – экспрессивность, напряжённость. Особого внимания заслуживает каролингская рукописная книга. Даже появились центры по изготовлению книг. 10 век – бедствие для Европы. На Европу двинулись норманны, венгры и арабы. Культурная жизнь сохранилась только Англии и Испании. Самая знаменитая книга – Апокалипсис - Откровение св. Иоанна.
В конце 10 века на первый план выступает Германия. В 962г. коронуется король Оттон 1 в Риме, положив начало «Священной Римской империи германской нации». Строятся суровые и неприступные монастыри. Церкви – базилики, но оч упрощённые. Например, церковь св. Кириака. Фрески того периода сохранились только во фрагментах. Напряжённость в них чувствуется. В миниатюре германских книг превалируют графичность, плоскостность, холодные локальные цвета; пейзаж сведён до минимума, преобладает золотой фон, экспрессия до предела! Иногда в декор попадаются чудища и забавные фантастические фигурки. Те же черты прослеживаются в предметах прикладного искусства; в изделиях их бронзы, дерева, стука, в рельефах, в резьбе из слоновой кости, произведениях выемчатой эмали, в ковке железа (решётки, ограды, замки, оковка сундуков и пр.).
- 1. Искусство палеолита. (30-8 т.Л. До н.Э.)
- 2. Искусство неолита. Основные характеристики. Мегалиты.
- 3. Искусство Древнего Египта. Общая характеристика, связь с заупокойным культом, периодизация (Древнее, Среднее и Новое Царство).
- 4. Древнеегипетские рельефы и живопись: принципы композиции, приемы изображения пространства и фигур, связь с письменностью.
- 5. Древнеегипетская скульптура. Канонические типы изображения человека (стоящие и сидящие изваяния, скульптурные группы, тип писца).
- 6. Реформы Эхнатона и их влияние на искусство.
- 7. Искусство культур Месопотамии ш тысячелетия до н.Э. (Шумер, Аккад).
- 8. Искусство Вавилона, Ассирии и Древней Персии.
- 9. Искусство Крита. Фрески, мелкая пластика, вазы.
- 10. Микенское искусство.
- 11. Греческая вазопись. Керамика геометрического стиля, чернофигурная и краснофигурная вазопись.
- 12. Греческое искусство периода архаики. Скульптуры и рельефы.
- 13. Скульптурные фронтоны ранней классики (храмы Афины Афаий на острове Эгина, Зевса в Олимпии).
- 14. Скульптура и рельефы ранней классики.
- 15. Высокая классика. Творчество Мирона, Поликлета, Фидия.
- 16. Афинский Акрополь. Скульптурное убранство Парфенона, Эрехтейона, храма Ники Аптерос.
- 17. Поздняя классика. Творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа.
- 18. Искусство эпохи эллинизма.
- 19. Искусство этрусков. Росписи гробниц, скульптура, зеркала.
- 20. Искусство Рима эпохи республики.
- 22. Римское искусство 3-4 вв
- 23. Римская живопись: фрески и мозаики.
- 24. Римские рельефы. Их расположение, сюжеты, композиции.
- 26. Мозаики Равеннны
- 29. Искусство Западной Европы дороманского периода (времени варварских королевств, правления Меровингов, Каролингов, Оттонов).
- 30. Романское искусство. Общая характеристика. Основные памятники.
- 31. Романское искусство Франции (Отен, Муассак, Везле, Тулуза, Арль).
- 33. Готическое искусство Франции (Шартр, Реймс, Амьен).
- 34. Готические витражи (Шартр, Нотр-Дам в Париже, Сен-Шапель)
- 35. Готическое искусство Германии (Бамберг, Наумбург, Страсбург).
- 36. Искусство Проторенессанса в Италии. Общая характеристика. Основные мастера.
- 37. Творчество Джотто.
- 38. Живопись Проторенессанса. Сиенская школа (Дуччо, Симоне Мартини, братья Лоренцетти).
- 39. Искусство Раннего Возрождения. Общая характеристика. Основные мастера.
- 40. Скульптура Раннего Возрождения. Общая характеристика, основные мастера.
- 41. Творчество Донателло и Вероккио.
- 42. Творчество Донателло и Гиберти.
- 43. Творчество Мазаччо.
- 44. Творчество Паоло Уччелло и Фра Беато Анжелико.
- 45. Итальянская живопись середины - второй половины XV века. Основные тенденции развития. Основные мастера.
- 46. Творчество Пьеро делла Франческа.
- 47. Творчество Антонелло да Мессина, Джованни Беллини и Андреа Мантеньи.
- 48. Творчество Сандро Боттичелли.