logo
История_искусств_(ШПОРЫ)

6. Реформы Эхнатона и их влияние на искусство.

В 14 веке до н.э. фараон Аменхотеп 4 (1368 – около 1351 гг. до н.э.) провёл религиозную реформу, оказавшую существенное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все многочисленные старые культы. Единственным и истинным богом был провозглашён Атон – само сияющее на небе солнце. Носитель великой животворной силы, Атон изображался в виде диска с исходящими от него лучами, которые завершались знаком жизни – анхом (крестом с петлёй вверху).

На шестом году царствования Аменхотеп 4, изменивший своё имя на Эхнатон (полезный Атону), покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон (горизонт Атона), в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформатора приняло условно обозначать как «амарнский период», а в искусстве – как амарнский стиль.

Ахетатон, открытый археологами в конце 19 века, строился из сырцового (необожженного) кирпича в короткие сроки. Город пересекала главная улица; в центре его находились Большой дворец и храм Атона. В храме вместо традиционных колоннад располагались большие, открытые солнцу дворы с жертвенниками. Парадную и жилую части Большого дворца соединял крытый висячий переход с «окном явлений», в котором по торжественным дням фараон представал перед своими подданными. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные росписи, рельефы с инкрустацией и позолотой.

Особенно хороши были красочные росписи полов в царских и жилых помещениях. Они изображали бассейны с плавающими рыбами, заросли лотоса, цветущих растений. В зарослях летали птицы, порхали бабочки. В загородных усадьбах благоухали тенистые сады, сулили прохладу водоёмы. Устаивались в усадьбах и зверинцы.

После смерти Эхнатона (он умер в возрасте около 38 лет) его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, чтобы уничтожить память о фараоне-реформаторе. Под обломками зданий, гробниц и мастерских позже были обнаружены замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ремесла. В них переданы лирические настроения, естественные человеческие чувства. Эти новые, неканонические особенности отличаю скульптурные изображения самого Эхнатона, его супруги Нефертити и их шести дочерей. На рельефах царица и царевны сопровождают Эхнатона повсюду: они присутствуют при вознесении фараоном молитвы Атону, на приёме послов, при раздаче наград из «окна явлений», при парадных выездах на колесницах, за трапезой и отдыхают вместе с ним. Фараон предстаёт здесь как любящий муж и отец.

При разрушении Ахетатона многие произведения погибли или сильно пострадали. Красота Нефертити: гармоничность строгих черт, безупречный овал лица, стройная шея, горделивая и свободная посадка головы. Её портрет сохранился.

После смерти Эхнатона был восстановлен культ Амона-Ра. Один из приемников Эхнатона – Тутанхамон – вновь сделал Фивы столицей. Тем не менее, искусство амарнского периода не утратило своего влияния на последующее развитие египетской культуры.