24. Римские рельефы. Их расположение, сюжеты, композиции.
Искусство Рима – это этрусское, республиканское, имперское (раннее и позднее) искусства.
Этруски.
У крышек погребальных терракотовых урн (канопы) 7-6 в. до н.э. имелись фигуры усопшего, всегда портретного характера. Такого же типа полуфигуры украшали крышки саркофагов. Изображение условное, но деталями создаётся реальный образ. Аполлон из Вей, терракота ок. 500 лет до н.э.. Антефиксы в виде Менады 5 век до н.э., Горгоны 4 век до н.э
Этруски славились в бронзовом литье. Именно этрускам принадлежит знаменитая Капитолийская волчица (начало 5 века до н.э.), сохраняемая и по сей день в Риме. ., Химера 5 век до н.э.. Гробница рельефов.
Республика. Римский скульптурный портрет – одно из самых величайших достижений римского искусства!!! Вместо идеализированных греческих портретов, римский передаёт неповторимую индивидуальность модели. Истоки лежат в этруском портрете. Изображали портреты предков, хранили дома. Восковые маски. Подобный обычай научил римских скульпторов точной передаче черт лица. Бронзу в 1 веке до н.э. сменил мрамор. Первые мраморные скульптуры были очень детализированы, каждую мелочь прорабатывали. Смягчение достоверности наметилось ко второй половине 1 века до н.э., например портрет Юлия Цезаря.
Империя. Ранняя.
Алтарь мира. 9 г. до н.э. Украшавшие ограду рельефы были разделены на два яруса фризом с меандровым орнаментом. Нижний изображал застилающие всё поле стебли, листья и завитки Древа Жизни с птичками и разной живностью на нём; верхний представлял торжественное шествие, включающее членов императорского дома. Царит греческая изокефалия(головы на одном уровне), однако в группу вторгаются оживляющие ритм фигуры детей разных возрастов. Отдельные персонажи изображены оборачивающимися, они как бы обращаются к зрителю (что было неприемлемо для греческого памятника) Кроме того, изображения наделены индивидуальными чертами, портретны.
Карниз храма Конкордии, который стоял на Римском форуме: оч богатый декор.
Арка Тита 81г. воздвигли в честь Тита. Она увековечила поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление там храма Соломона. По сторонам две коринфские колонны. Украшает арку надпись – аттик, Титу от сената и народа римского. В аттике захоронен прах Тита.
Империя. Поздняя. Колонна Траяна ок.113г. Она увековечила покорение Дакии (страна современной Румынии). Раскрашенные рельефы колонны изображали сцены жизни даков и пленения их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах более восьмидесяти раз.
Арка Константина. 312-315 гг.
Новый жанр – скульптурный саркофаг, украшенный рельефами на мифологические темы.
25. Раннехристианское и Ранневизантийское искусство III-V вв.
Император Константин на месте греческой колонии Византий был основан Константинополь, который 11 мая 330 г. провозглашён официально столицей Римской империи, новым Римом. Сначала христиан убивали и мучили. Они прятались в катакомбах (название, потому что одно из кладбищ было в местности Катакумб). Катакомбы = галереи + прямоугольные помещения(кубикулы). Катакомбы были для христиан церковью и могилой. У христиан слово «церковь» означало не здание, а собрание верующих. Строили целые города под землёй. Коридоры, этажи, комнаты. Стены катакомб белили и украшали живописью. Луминарии – отверстия в потолке, источник света. В катакомбной живописи использовали художественный язык и сюжеты античности. В некоторых мотивах нет ничего христианского: вазы, цветы, плоды, птицы, звери, амуры… Языческие фигуры приобретают новый смысл. Другие персонажи.
Иконы стали изображать символически. В катакомбах стали изображать Христа в виде Доброго Пастыря. Потому что согласно Евангелию от Иоанна, сказал: «Я есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Пальмова ветвь – атрибут императорских триумфов – означала райское блаженство. Голубка с оливковой веткой – символ души. Якорь – надежда на спасение в вечной жизни. Виноградарь – Бог. Паства – ученики.
Римляне создавали статуи, считали, что боги живут в них. Христиане уничтожали такие статуи. Они считали, что Бог не человекоподобный, он незрим. Изображение Бога должно напоминать о нём. Например, изображение Богоматери с Младенцем Христом в катакомбах Присциллы в Риме(3в.). Молящиеся (оранты) представляли в виде фигур с воздетыми к небу руками. Но писатель 4 века Евсевий Памфил упоминает о женщине, которая была исцелена Христом, которая установила у своих ворот целую скульптурную группу: медная коленнопреклонная заказчица и мужская фигура в хитоне, простиравшей к ней руку.
Но христиане не могли без изображения Христа. Поэтому они стали обращать внимание на надгробный портрет. Фаюмские портреты стали образцами икон.
Искусство не могло расцвести в период гонений, особенно при Диоклетиане. В начале 4 века даже пытали и убивали. Но всё изменил Константин. В Риме хотел захватить власть Максенций. Константин создал поход против него. Он был неуверен в успехе. Но он и его воины увидели в небесах огромный крест с надписью: «Сим победиши». Видение привело его в ужас, ведь крест это орудие позорной казни. Но ему растолковали, что к чему, и Костя победил. Не забыв о помощи Бога, он узаконил христианство как одну из гос. религий в 313г.
Первые храмы были базиликами. Например, базилика св. Петра в Риме (ок. 330г), Санта Мария Маджоре в Риме (4 век), церковь св. Павла – Сан Паоло фуори ле мура (4 и 5 века). Помимо базилик были центрические: круглые (ротонды), многоугольные или крестообразные в плане, например, церковь Сан Стефано ротондо в Риме (конец 5 века), мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (5 век), мавзолей св. Констанции в Риме (первая пол. 4 века).
Раннехристианские церкви были скромны снаружи, но богаты внутри. Колонны коринфского и ионического ордера, наборные полы из цветного камня, мозаика, уже не на полу, а на стенах, между окнами, в апсиде. Росписи христианских храмов отличались от живописи катакомб не только техникой, но и содержанием. Теперь Христос – учитель в окружении учеников, апостолов.
Саркофаг_Юния_Бассы_ок_389_г, Саркофаг со сценами Страстей Христовых, Саркофаг с Добрым Пастырем.
Три отрока в пещи огненной. Римские катакомбы, Жертвоприношение Авраама, Пастух-философ. Фреска. 3 в. Гробница Аврелиев на Виале, Воскрешение Лазаря. Фреска из гробницы на Виа Дино Компаньи,
Голуби 5 в, Олени у источника жизни 5 в, Христос Добрый Пастырь 5 в, Мученик Лаврентий 5 в, Меандр 5 в.
Центрические здания
Такое же впечатление производит на зрителя и Сан-Витале (547г) – восьмигранник с гранёным выступом алтаря. Плоскость её фасадов нарушают только мощные контрфорсы – выступы, укрепляющие стены. Основу конструкции – 8 высоких опор, несущий купол. Опоры соединены полукруглыми двухэтажными аркадами, так что вокруг центрального пространства образуется венок ажурных криволинейных форм. За арками находится галерея, обходящая центральное подкупольное ядро храма. Из каждой точки здания открываются всё новые и новые виды: колонны с кружевными капителями. А смальта растворяет стену, уничтожает её материальную грубость, превращая интерьер в подобие небесного мира. Именно там парит на сфере юный Христос, протягивающий мученический венец Святому Виталию. Ангелы и святые по сторонам Христа расположены симметрично. Ниже, на алтарной стене, показаны две процессии, приносящие дары храму. Одну из них возглавляет император Юстиниан, другую – его супруга Феодора. Её смелую и умную, по праву считали самой знаменитой женщиной византийской истории. Большие глаза. Мантии скрывают очертания фигур, превращая их в плоские, наложенные на стену силуэты. Императорская чета представлена как дарители – оба супруга держат в руках золотые чаши.
Шествие праведниц 6 в, Шествие святых мучеников 6 в., Богоматерь на троне 6 в, Насыщение 5 хлебами, Христос на троне 6 в, Дворец Теодориха 6 в, Гавань Кляссе 6 в, Воскрешение Лазаря 6 в,
Конха апсиды Христос со св. Виталием 6 в, Император Юстиниан со свитой 6 в, Императрица Феодора со свитой 6 в, Свод пресбитерия Жертвенный агнец 6 в, Люнет Троица Жертвоприношение Авраама 6 в, Троица Три ангела 6 в
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Искусство палеолита. (30-8 т.Л. До н.Э.)
- 2. Искусство неолита. Основные характеристики. Мегалиты.
- 3. Искусство Древнего Египта. Общая характеристика, связь с заупокойным культом, периодизация (Древнее, Среднее и Новое Царство).
- 4. Древнеегипетские рельефы и живопись: принципы композиции, приемы изображения пространства и фигур, связь с письменностью.
- 5. Древнеегипетская скульптура. Канонические типы изображения человека (стоящие и сидящие изваяния, скульптурные группы, тип писца).
- 6. Реформы Эхнатона и их влияние на искусство.
- 7. Искусство культур Месопотамии ш тысячелетия до н.Э. (Шумер, Аккад).
- 8. Искусство Вавилона, Ассирии и Древней Персии.
- 9. Искусство Крита. Фрески, мелкая пластика, вазы.
- 10. Микенское искусство.
- 11. Греческая вазопись. Керамика геометрического стиля, чернофигурная и краснофигурная вазопись.
- 12. Греческое искусство периода архаики. Скульптуры и рельефы.
- 13. Скульптурные фронтоны ранней классики (храмы Афины Афаий на острове Эгина, Зевса в Олимпии).
- 14. Скульптура и рельефы ранней классики.
- 15. Высокая классика. Творчество Мирона, Поликлета, Фидия.
- 16. Афинский Акрополь. Скульптурное убранство Парфенона, Эрехтейона, храма Ники Аптерос.
- 17. Поздняя классика. Творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа.
- 18. Искусство эпохи эллинизма.
- 19. Искусство этрусков. Росписи гробниц, скульптура, зеркала.
- 20. Искусство Рима эпохи республики.
- 22. Римское искусство 3-4 вв
- 23. Римская живопись: фрески и мозаики.
- 24. Римские рельефы. Их расположение, сюжеты, композиции.
- 26. Мозаики Равеннны
- 29. Искусство Западной Европы дороманского периода (времени варварских королевств, правления Меровингов, Каролингов, Оттонов).
- 30. Романское искусство. Общая характеристика. Основные памятники.
- 31. Романское искусство Франции (Отен, Муассак, Везле, Тулуза, Арль).
- 33. Готическое искусство Франции (Шартр, Реймс, Амьен).
- 34. Готические витражи (Шартр, Нотр-Дам в Париже, Сен-Шапель)
- 35. Готическое искусство Германии (Бамберг, Наумбург, Страсбург).
- 36. Искусство Проторенессанса в Италии. Общая характеристика. Основные мастера.
- 37. Творчество Джотто.
- 38. Живопись Проторенессанса. Сиенская школа (Дуччо, Симоне Мартини, братья Лоренцетти).
- 39. Искусство Раннего Возрождения. Общая характеристика. Основные мастера.
- 40. Скульптура Раннего Возрождения. Общая характеристика, основные мастера.
- 41. Творчество Донателло и Вероккио.
- 42. Творчество Донателло и Гиберти.
- 43. Творчество Мазаччо.
- 44. Творчество Паоло Уччелло и Фра Беато Анжелико.
- 45. Итальянская живопись середины - второй половины XV века. Основные тенденции развития. Основные мастера.
- 46. Творчество Пьеро делла Франческа.
- 47. Творчество Антонелло да Мессина, Джованни Беллини и Андреа Мантеньи.
- 48. Творчество Сандро Боттичелли.