logo
История_искусств_(ШПОРЫ)

38. Живопись Проторенессанса. Сиенская школа (Дуччо, Симоне Мартини, братья Лоренцетти).

Во второй половине 14 века в Италии на первое место вышла живописная школа Сиены. При всём богатстве и процветании этот тосканский город меньше, чем Флоренцию, затронуло движение Ренессанса. «Сиена всегда была беднее мыслью, чем Флоренция, но богаче чувством».

Особенность сиенской школы 14в. – создание типа женской красоты. Длиннолицые.

Дуччо ди Буонинсенья (около 1255-1320гг) – старший современник Джотто и основатель сиенской школы живописи, в своём творчестве придерживался традиций византийской иконописи. Его крупнейшая работа – огромный алтарный образ «Маэста» («Величие»). Когда икону переносили из мастерской в Сиенский собор, в городе было устроено торжество. В центре вытянутой горизонтальной композиции восседает на троне Мадонна с Младенцев. Их окружают святые и ангелы, а также отдельные сцены, меленькие, посвящённые Богоматери и Христу.

К кругу Дуччо принадлежал Симоне Мартини (1284-1344), крупнейший и изысканнейший мастер сиенской живописи 14 века. Он увлекался светской позднеготической культурой, рыцарской поэзией, французской миниатюрой. Он работал в Сиене, Ассизи, Неаполе, а в последние годы жизни – при папском дворе в Авиньоне, где стал другом Петрарки. Известно, что он написал портрет Лауры, возлюбленной поэта. Ещё он украсил зал Маппамондо (Карта мира) в сиенском палаццо Публико. Большая фреска «Маэста» (1315г.) сияет светлыми розовыми, жёлтыми, голубыми, золотисто-зелёными красками на ярко-синем фоне. На противоположной стене зала Симоне Мартини поместил тёмную фреску иного характера. В истории искусства она стала первым изображением конкретного исторического события в портретом современника. Этот портрет явился прототипом будущих конных монументов. Фон густо-синий неба и желто-бурый цвет крепостей Монтемасси и Сассофорте. Едет на коне кондотьер Гвидориччо де Фольяни. Он изображён в профиль, его чертам мастер придал портретное сходство с оригиналом. Кондотьер отвоевал крепости у захвативших их пизанцев. Фреска запечатлела на века его подвиги и суровый дух времени. Узор одежды объединяет всадника и лошадь в одно существо. 1328г. Особенно хорошо известен алтарный образ «Благовещение» (1333г). Тонкая поэзия. Цвета.

Братья Лоренцетти – Пьетро (1280-1348г) и Амброджо (начало 14 века – 1348г). Старший, Пьетро, известен, как создатель монументальных и драматических образов во фресковой живописи. Однако главенствующая роль в этом искусстве принадлежала Амброджо. Учёный и писатель, он некоторое время жил во Флоренции, увлекался античностью, изучал законы перспективы. Его прославили фрески в палаццо Публико. Мастер расписал Зал девяти, предназначенный для заседаний городских властей. Три стены зала почти на три метра от пола сплошь покрыты фресками «Аллегория Доброго правления», «Последствия Доброго правления», «Последствия Злого правления». При создании первой композиции автор следовал приёмам средневековой аллегории: торжественно восседающие фигуры Доброго правления и добродетелей превосходят по размерам изображения людей. Среди аллегорий обычно выделяют полулежащую фигуру Мира – молодую светловолосую женщину в белом одеянии. На фреске «Последствия Доброго правления» представлен один из первых в Италии городских пейзажей – средневековая Сиена, запечатлённая в повседневной жизни. Нарядный город, изображённый Лоренцетти в розовых и жёлто-охряных тонах, предстаёт как нагромождение множества живописных зданий. Изображения живые и непосредственные: в окне школы видны дети и их учитель, по улице пастух гонит коз, знатная дама возвращается в свой дворец, кто-то везёт тележки с грузами, жители выглядывают с балконов и из окон. Справа за крепостной стеной видны холмы, поля. Там крестьяне. На переднем плане девушки, одетые по последней французской моде, ведут радостный хоровод, что символизирует благоденствие и праздничное настроение горожан при господстве Доброго правления. Умерли Лоренцетти из-за чумы в 1348г.