17. Поздняя классика. Творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа.
КЛАССИКА поздняя (400-323г. до н.э.) даты разные… проще говоря 4 век до н.э.
Война с 431–404г. до н.э. (Пелопоннесская) со Спартанцами. Во второй половине 4 века греки подчинились Македонии. Умирает Перикл, Фидий. В поздней классике нет чувства меры – проявление к грандиозному, внешне великолепному. В Эфесе в середине 4 века до н.э. был построен храм Артемиды, считавшийся одним из чудес света. Гигантская гробница царя Мавсола в Галикарнасе в 353 году до н.э.. от неё произошло название мавзолей. Знаменитый театр в Эпидавре вмещавший 10000 зрителей в 360-330г. до н.э. Появляется коринфский ордер.
В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека. Даже женственность. НЕТ тупообразным Дорифорам!!!
Пракситель. Он создал единственную дошедшую до нас в подлиннике мраморную статую Гермеса (покровителя торговли и путешественников, а также вестника, «курьера» богов, статуя выполнена в 330 году до н.э. и была найдена в 19 веке). Он держит младенца Диониса. Гермес небрежно облокотился на пень.
Особой славой пользовалась другая скульптура Праксителя – статуя Афродиты Книдской. Это было первое в греческом искусстве изображение обнажённой женской фигуры. Оригинал не сохранился. Аполлон Савроктон, Отдыхающий сатир.
Скопас. Он уроженец острова Парос, был современником Праксителя. В отличие от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но от образов 5 века до н.э. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил.
В состоянии экстаза, в бурном порыве страсти изображена Скопасом Менада. Спутница бога Диониса показана в стремительном танце, её голова запрокинута, волосы упали на плечи, тело изогнуто, представлено в сложном ракурсе, складки короткого хитона подчёркивают бурное движение. Игра в светотени усиливает динамику образа. В отличие от скульптуры 5 века до н.э. Менада Скопаса рассчитана уже на обозрение со всех сторон.
Скопас участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея.
Лисипп – третий великий скульптор 4 века до н.э.(370-300гг. до н.э.). Работал он в бронзе, и если верить древним писателям, оставил после себя 1500 бронзовых статуй, которые до нас не дошли в подлиннике. Лисипп делал сюжеты жизненными, не идеально совершенными, а характерно-выразительными. Например, атлетов он показывал не в момент напряжения, а после состязания. Именно так представлен его Апоксиомен (Ок. 330 г. до н.э.), счищающий с себя песок после спортивного боя. У него усталое лицо, слипшиеся от пота волосы. Отдыхающий борец.
Пленительный Гермес, всегда быстрый и живой, тоже представлен Лисиппом как бы в состоянии крайнего утомления, ненадолго присевшим на камень и готовым в следующую секунду бежать дальше в своих крылатых сандалях.
Лисипп изображает и Отдыхающего Геракла. Новый канон пропорций – 1/9 голова к фигуре.
Лисипп был многогранным художником. Он был придворным скульптором Александра Македонского. Его портрет. Он делал многофигурные композиции, например баталию из 25 фигур всадников, статуи богов, портреты.
- 1. Искусство палеолита. (30-8 т.Л. До н.Э.)
- 2. Искусство неолита. Основные характеристики. Мегалиты.
- 3. Искусство Древнего Египта. Общая характеристика, связь с заупокойным культом, периодизация (Древнее, Среднее и Новое Царство).
- 4. Древнеегипетские рельефы и живопись: принципы композиции, приемы изображения пространства и фигур, связь с письменностью.
- 5. Древнеегипетская скульптура. Канонические типы изображения человека (стоящие и сидящие изваяния, скульптурные группы, тип писца).
- 6. Реформы Эхнатона и их влияние на искусство.
- 7. Искусство культур Месопотамии ш тысячелетия до н.Э. (Шумер, Аккад).
- 8. Искусство Вавилона, Ассирии и Древней Персии.
- 9. Искусство Крита. Фрески, мелкая пластика, вазы.
- 10. Микенское искусство.
- 11. Греческая вазопись. Керамика геометрического стиля, чернофигурная и краснофигурная вазопись.
- 12. Греческое искусство периода архаики. Скульптуры и рельефы.
- 13. Скульптурные фронтоны ранней классики (храмы Афины Афаий на острове Эгина, Зевса в Олимпии).
- 14. Скульптура и рельефы ранней классики.
- 15. Высокая классика. Творчество Мирона, Поликлета, Фидия.
- 16. Афинский Акрополь. Скульптурное убранство Парфенона, Эрехтейона, храма Ники Аптерос.
- 17. Поздняя классика. Творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа.
- 18. Искусство эпохи эллинизма.
- 19. Искусство этрусков. Росписи гробниц, скульптура, зеркала.
- 20. Искусство Рима эпохи республики.
- 22. Римское искусство 3-4 вв
- 23. Римская живопись: фрески и мозаики.
- 24. Римские рельефы. Их расположение, сюжеты, композиции.
- 26. Мозаики Равеннны
- 29. Искусство Западной Европы дороманского периода (времени варварских королевств, правления Меровингов, Каролингов, Оттонов).
- 30. Романское искусство. Общая характеристика. Основные памятники.
- 31. Романское искусство Франции (Отен, Муассак, Везле, Тулуза, Арль).
- 33. Готическое искусство Франции (Шартр, Реймс, Амьен).
- 34. Готические витражи (Шартр, Нотр-Дам в Париже, Сен-Шапель)
- 35. Готическое искусство Германии (Бамберг, Наумбург, Страсбург).
- 36. Искусство Проторенессанса в Италии. Общая характеристика. Основные мастера.
- 37. Творчество Джотто.
- 38. Живопись Проторенессанса. Сиенская школа (Дуччо, Симоне Мартини, братья Лоренцетти).
- 39. Искусство Раннего Возрождения. Общая характеристика. Основные мастера.
- 40. Скульптура Раннего Возрождения. Общая характеристика, основные мастера.
- 41. Творчество Донателло и Вероккио.
- 42. Творчество Донателло и Гиберти.
- 43. Творчество Мазаччо.
- 44. Творчество Паоло Уччелло и Фра Беато Анжелико.
- 45. Итальянская живопись середины - второй половины XV века. Основные тенденции развития. Основные мастера.
- 46. Творчество Пьеро делла Франческа.
- 47. Творчество Антонелло да Мессина, Джованни Беллини и Андреа Мантеньи.
- 48. Творчество Сандро Боттичелли.