logo
История_искусств_(ШПОРЫ)

17. Поздняя классика. Творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа.

КЛАССИКА поздняя (400-323г. до н.э.) даты разные… проще говоря 4 век до н.э.

Война с 431–404г. до н.э. (Пелопоннесская) со Спартанцами. Во второй половине 4 века греки подчинились Македонии. Умирает Перикл, Фидий. В поздней классике нет чувства меры – проявление к грандиозному, внешне великолепному. В Эфесе в середине 4 века до н.э. был построен храм Артемиды, считавшийся одним из чудес света. Гигантская гробница царя Мавсола в Галикарнасе в 353 году до н.э.. от неё произошло название мавзолей. Знаменитый театр в Эпидавре вмещавший 10000 зрителей в 360-330г. до н.э. Появляется коринфский ордер.

В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека. Даже женственность. НЕТ тупообразным Дорифорам!!!

Пракситель. Он создал единственную дошедшую до нас в подлиннике мраморную статую Гермеса (покровителя торговли и путешественников, а также вестника, «курьера» богов, статуя выполнена в 330 году до н.э. и была найдена в 19 веке). Он держит младенца Диониса. Гермес небрежно облокотился на пень.

Особой славой пользовалась другая скульптура Праксителя – статуя Афродиты Книдской. Это было первое в греческом искусстве изображение обнажённой женской фигуры. Оригинал не сохранился. Аполлон Савроктон, Отдыхающий сатир.

Скопас. Он уроженец острова Парос, был современником Праксителя. В отличие от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но от образов 5 века до н.э. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил.

В состоянии экстаза, в бурном порыве страсти изображена Скопасом Менада. Спутница бога Диониса показана в стремительном танце, её голова запрокинута, волосы упали на плечи, тело изогнуто, представлено в сложном ракурсе, складки короткого хитона подчёркивают бурное движение. Игра в светотени усиливает динамику образа. В отличие от скульптуры 5 века до н.э. Менада Скопаса рассчитана уже на обозрение со всех сторон.

Скопас участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея.

Лисипп – третий великий скульптор 4 века до н.э.(370-300гг. до н.э.). Работал он в бронзе, и если верить древним писателям, оставил после себя 1500 бронзовых статуй, которые до нас не дошли в подлиннике. Лисипп делал сюжеты жизненными, не идеально совершенными, а характерно-выразительными. Например, атлетов он показывал не в момент напряжения, а после состязания. Именно так представлен его Апоксиомен (Ок. 330 г. до н.э.), счищающий с себя песок после спортивного боя. У него усталое лицо, слипшиеся от пота волосы. Отдыхающий борец.

Пленительный Гермес, всегда быстрый и живой, тоже представлен Лисиппом как бы в состоянии крайнего утомления, ненадолго присевшим на камень и готовым в следующую секунду бежать дальше в своих крылатых сандалях.

Лисипп изображает и Отдыхающего Геракла. Новый канон пропорций – 1/9 голова к фигуре.

Лисипп был многогранным художником. Он был придворным скульптором Александра Македонского. Его портрет. Он делал многофигурные композиции, например баталию из 25 фигур всадников, статуи богов, портреты.