logo
История_искусств_(ШПОРЫ)

4. Древнеегипетские рельефы и живопись: принципы композиции, приемы изображения пространства и фигур, связь с письменностью.

В живописи египетские фигуры расположены всегда в профиль. Плечи развёрнуты к зрителю, хотя ноги и голова в профиле. Если эта картина была написана в честь победы царя, над кем-то, то изображают царя, величественного, большого и склонённого врага. Например, стела Нармера. Живопись располагалась ярусами. Рисунки делались по сетке.

Рельефы и статуи. В статуях самое выгодное положение – фас. Для осмотра с другой точки зрения они не предназначены. Хорошим примером служит статуя Хефрена (27в. до н.э.). Статуи почти всегда были с изображением фараонов. Поэтому образовался канон. Фараон должен был свободным, гордым, мудрым, сильным. Есть сидячие фигуры. Если фараон стоит, то он должен делать шаг, обычно левой ногой. Это нужно для того, чтобы дух фараона мог через свою статую выйти прогуляться. Типа, если бы он не делал шаг, то всё… Замуровали, демоны. Статуя умершего изображена в белом одеянии.

В обелисках в самом низу, когда заканчивался текст, рисовался знак Джет(вечность). Нарисована змея, хлеб и земля. Анха – знак жизни. Амона обозначают с двумя большими крыльями.

Статуи, рельефы и живопись всегда сопровождалась письменностью. Её создатель – Тот – бог луны, мудрости, письменности. Это человек с головой ибиса.

Основой письменности были иероглифы – рисунки-значки, означал слово или понятие. Писали на папирусах и ещё кое-где. Везде. Папирус мог достигать 40 метров в длину. В свитке конечно. Писали справа налево. Красная краска – новый абзац, чёрная – обычная. В эпоху Нового царства на свитках появились рисунки, как, например, в «книге мёртвых». Расшифровать иероглифы удалось только в 1822 году. Помог Розеттский камень (186 год до н.э.), написанный на 3х языках. Греческий помог.

При выполнении рельефов и настенных росписей использовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища – в трёхчетвертном развороте. Скульпторы пытались таким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора.

Рельефы развертывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фигуры располагались вереницами – в схожих позах, с одинаковыми жестами, на светлом фоне чётко выделялись кирпично-красные тела мужчин и жёлтые – женщин.

Фараон , вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением.

Окружающий человека мир живых существ и предметов передан достойно и узнаваемо.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4