16. Афинский Акрополь. Скульптурное убранство Парфенона, Эрехтейона, храма Ники Аптерос.
Искусство Греции вступило в полосу расцвета. Отстраивали города, возводили храмы, общественные здания, святилища. В Афинах с 449 г. до н.э. правил Перикл. С 449 г. до н.э. начался отстраиваться Акрополь. 16 лет жизни Фидий отдал Акрополю и создал бессмертный памятник.
Иктин и Калликрат Парфенон 447-438 гг. до н.э. Скульптурный декор - Фидий
Акрополь стоит на высокой отвесной скале, вздымающейся над городом. Акрополь был средоточием всех высших святынь афинян. При Перикле в южной части площади стали строить большой дорический храм – Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (Деве).
Напротив него, в северной части, стали возводить Эрехтейон (около 410 г. до н.э.), хранивший самые древние реликвии и во 2 тысячелетии до н.э. посвящённый Афине Полиаде (Матери) и её супругу Посейдону Эрехтею. В Эрехтейоне находился архаичный ритуальный бассейн (Эрехтеево море), по преданию, высеченный из скалы Посейдоном в споре с Афиной. Рядом росла священная олива, якобы посаженная богиней. Храм имеет конструктивную особенность: подчиняясь рельефу места, архитекторы должны были его восточную часть сделать на 3 метра выше западной. На одном из трёх портиков храма антаблемент поддерживают вместо ионических колонн женские фигуры – кариатиды. Эрехтейон строился в тяжёлое время в Пелопоннесскую войну со Спартой. Афины потерпели поражение. Это был последний храм Акрополя.
Храм Парфенон (447-438 гг. до н.э.), выстроенный в середине 5 века до н.э. стали одним из прекраснейших эллинских храмов. Он могучий и огромный. По торцевым фасадам у него было восемь колонн, по боковым – 17. Храм воспринимался и не слишком удлинённым, и не слишком коротким. Он был гармоничным благодаря объединению в нём свойств дорического и ионического ордера. Стены собственно храма – целы – венчал непрерывный ионический фриз. Снаружи Парфенон украшали сценами жестоких сражений, внутренний фриз – торжественное шествие афинян на празднике Великих Панафиней (в честь Афины). На Панафинеях везли на корабле новое одеяние для Афины – пеплос. Этот дар был знаком её воскресения. Всеафинское шествие было представлено здесь в мерном, праздничном ритме: и знатные старцы с ветвями в руках, и девушки в новых хитонах и пеплосах, и музыканты, и жрецы, и всадники на вздыбленных, волнующихся конях. Рельеф имел высоту всего один метр и был высечен уже на самом здании, но по гармоничности, сплавленности форм и красоте ритма он не имеет равных в мировом искусстве.
Фронтоны и 92 метопа Парфенона. Фронтоны: Рождение Афины из головы Зевса в присутствии богинь, Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой, афиняне предпочли Афину, за это она даровала им оливковую рощу. Метопы: битвы богов с гигантами, падение Трои, борьба греков с кентаврами, битва греков с амазонками.
Храм Ники Аптерос (арх. Калликрат в 449-421гг. до н.э.) стоит на высоком постаменте. Ионический ордер. Деревянная скульптура богини Нике Аптерос (бескрылой) внутри. Горожане шутили, что бескрылой богиню именовали, чтобы она не покинула их. Это редкое изображение бескрылой победы. В поэтическим воображении греков богиня победы рисовалась изменчивой, легко перелетающей от одного к другому, и поэтому чаще они изображали её крылатой. Храм Ники обнесён балюстрадой – ограждением, состоящим из невысоких рельефных плит со сценами жертвоприношений. Балюстрада приобрела всемирную известность из-за украшавших её рельефов. Среди них находилась знаменитая «Ника, развязывающая сандалю»(410-400 гг. до н.э.) с её тончайшим струящимся одеянием. Рельефы были сделаны позднее.
- 1. Искусство палеолита. (30-8 т.Л. До н.Э.)
- 2. Искусство неолита. Основные характеристики. Мегалиты.
- 3. Искусство Древнего Египта. Общая характеристика, связь с заупокойным культом, периодизация (Древнее, Среднее и Новое Царство).
- 4. Древнеегипетские рельефы и живопись: принципы композиции, приемы изображения пространства и фигур, связь с письменностью.
- 5. Древнеегипетская скульптура. Канонические типы изображения человека (стоящие и сидящие изваяния, скульптурные группы, тип писца).
- 6. Реформы Эхнатона и их влияние на искусство.
- 7. Искусство культур Месопотамии ш тысячелетия до н.Э. (Шумер, Аккад).
- 8. Искусство Вавилона, Ассирии и Древней Персии.
- 9. Искусство Крита. Фрески, мелкая пластика, вазы.
- 10. Микенское искусство.
- 11. Греческая вазопись. Керамика геометрического стиля, чернофигурная и краснофигурная вазопись.
- 12. Греческое искусство периода архаики. Скульптуры и рельефы.
- 13. Скульптурные фронтоны ранней классики (храмы Афины Афаий на острове Эгина, Зевса в Олимпии).
- 14. Скульптура и рельефы ранней классики.
- 15. Высокая классика. Творчество Мирона, Поликлета, Фидия.
- 16. Афинский Акрополь. Скульптурное убранство Парфенона, Эрехтейона, храма Ники Аптерос.
- 17. Поздняя классика. Творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа.
- 18. Искусство эпохи эллинизма.
- 19. Искусство этрусков. Росписи гробниц, скульптура, зеркала.
- 20. Искусство Рима эпохи республики.
- 22. Римское искусство 3-4 вв
- 23. Римская живопись: фрески и мозаики.
- 24. Римские рельефы. Их расположение, сюжеты, композиции.
- 26. Мозаики Равеннны
- 29. Искусство Западной Европы дороманского периода (времени варварских королевств, правления Меровингов, Каролингов, Оттонов).
- 30. Романское искусство. Общая характеристика. Основные памятники.
- 31. Романское искусство Франции (Отен, Муассак, Везле, Тулуза, Арль).
- 33. Готическое искусство Франции (Шартр, Реймс, Амьен).
- 34. Готические витражи (Шартр, Нотр-Дам в Париже, Сен-Шапель)
- 35. Готическое искусство Германии (Бамберг, Наумбург, Страсбург).
- 36. Искусство Проторенессанса в Италии. Общая характеристика. Основные мастера.
- 37. Творчество Джотто.
- 38. Живопись Проторенессанса. Сиенская школа (Дуччо, Симоне Мартини, братья Лоренцетти).
- 39. Искусство Раннего Возрождения. Общая характеристика. Основные мастера.
- 40. Скульптура Раннего Возрождения. Общая характеристика, основные мастера.
- 41. Творчество Донателло и Вероккио.
- 42. Творчество Донателло и Гиберти.
- 43. Творчество Мазаччо.
- 44. Творчество Паоло Уччелло и Фра Беато Анжелико.
- 45. Итальянская живопись середины - второй половины XV века. Основные тенденции развития. Основные мастера.
- 46. Творчество Пьеро делла Франческа.
- 47. Творчество Антонелло да Мессина, Джованни Беллини и Андреа Мантеньи.
- 48. Творчество Сандро Боттичелли.