logo search
История_искусств_(ШПОРЫ)

16. Афинский Акрополь. Скульптурное убранство Парфенона, Эрехтейона, храма Ники Аптерос.

Искусство Греции вступило в полосу расцвета. Отстраивали города, возводили храмы, общественные здания, святилища. В Афинах с 449 г. до н.э. правил Перикл. С 449 г. до н.э. начался отстраиваться Акрополь. 16 лет жизни Фидий отдал Акрополю и создал бессмертный памятник.

Иктин и Калликрат Парфенон 447-438 гг. до н.э. Скульптурный декор - Фидий

Акрополь стоит на высокой отвесной скале, вздымающейся над городом. Акрополь был средоточием всех высших святынь афинян. При Перикле в южной части площади стали строить большой дорический храм – Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (Деве).

Напротив него, в северной части, стали возводить Эрехтейон (около 410 г. до н.э.), хранивший самые древние реликвии и во 2 тысячелетии до н.э. посвящённый Афине Полиаде (Матери) и её супругу Посейдону Эрехтею. В Эрехтейоне находился архаичный ритуальный бассейн (Эрехтеево море), по преданию, высеченный из скалы Посейдоном в споре с Афиной. Рядом росла священная олива, якобы посаженная богиней. Храм имеет конструктивную особенность: подчиняясь рельефу места, архитекторы должны были его восточную часть сделать на 3 метра выше западной. На одном из трёх портиков храма антаблемент поддерживают вместо ионических колонн женские фигуры – кариатиды. Эрехтейон строился в тяжёлое время в Пелопоннесскую войну со Спартой. Афины потерпели поражение. Это был последний храм Акрополя.

Храм Парфенон (447-438 гг. до н.э.), выстроенный в середине 5 века до н.э. стали одним из прекраснейших эллинских храмов. Он могучий и огромный. По торцевым фасадам у него было восемь колонн, по боковым – 17. Храм воспринимался и не слишком удлинённым, и не слишком коротким. Он был гармоничным благодаря объединению в нём свойств дорического и ионического ордера. Стены собственно храма – целы – венчал непрерывный ионический фриз. Снаружи Парфенон украшали сценами жестоких сражений, внутренний фриз – торжественное шествие афинян на празднике Великих Панафиней (в честь Афины). На Панафинеях везли на корабле новое одеяние для Афины – пеплос. Этот дар был знаком её воскресения. Всеафинское шествие было представлено здесь в мерном, праздничном ритме: и знатные старцы с ветвями в руках, и девушки в новых хитонах и пеплосах, и музыканты, и жрецы, и всадники на вздыбленных, волнующихся конях. Рельеф имел высоту всего один метр и был высечен уже на самом здании, но по гармоничности, сплавленности форм и красоте ритма он не имеет равных в мировом искусстве.

Фронтоны и 92 метопа Парфенона. Фронтоны: Рождение Афины из головы Зевса в присутствии богинь, Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой, афиняне предпочли Афину, за это она даровала им оливковую рощу. Метопы: битвы богов с гигантами, падение Трои, борьба греков с кентаврами, битва греков с амазонками.

Храм Ники Аптерос (арх. Калликрат в 449-421гг. до н.э.) стоит на высоком постаменте. Ионический ордер. Деревянная скульптура богини Нике Аптерос (бескрылой) внутри. Горожане шутили, что бескрылой богиню именовали, чтобы она не покинула их. Это редкое изображение бескрылой победы. В поэтическим воображении греков богиня победы рисовалась изменчивой, легко перелетающей от одного к другому, и поэтому чаще они изображали её крылатой. Храм Ники обнесён балюстрадой – ограждением, состоящим из невысоких рельефных плит со сценами жертвоприношений. Балюстрада приобрела всемирную известность из-за украшавших её рельефов. Среди них находилась знаменитая «Ника, развязывающая сандалю»(410-400 гг. до н.э.) с её тончайшим струящимся одеянием. Рельефы были сделаны позднее.