logo search
культура - 5

Художественная деятельность объединений «Бубновый валет», «Голубая роза», «Мир искусства» (по выбору). Н. Бердяев «Кризис искусства».

В к 19 в – предвиж выставк, но в 90-е гг это товарищ-во распалось и на его месте орган-ция «Мир иск-ва» (1898) в честь одноимен ж А. Бенуа. Симовилич изобр-я орла станов-ся эмблемой объед-я. Огром роль Дягилев – он орг-вал выставку в 1897 г, где гл цель – познак-ть рос зрителей с зап иск-м (англ, нем, скандин худ-ки). 1-й ж появ-ся в 1898 – редактор – Дягилев, худ ред – Бенуа, Сомов, Бакст, Рерих. В 1898 Дягилев орг-вал выставку, где б работы худ-ов, тяготевших к тв-ву передвижников (Левитан, Серов). Хотел показать палитру совр жизни => непризнание офиц кругов. Издавали: критич и философ статьи + знакомство с к-рой Зап Евр. Мирискусстники организ-ли выставки (Дягилев, А. Бенуа, Д. Философов). Воспевалась красота прош эпох. Отриц ренессанс и барокко + интерес к стилю стар сев русс церквей и импрес-зму Зап. Любование прошлым сплетается с иронией => жизнь – это театр. Л. Бакст – театрал работы (созд-е костюмов) – законченные произв-я иск-ва. Идеолог «Мир иск-ва» - А. Бенуа. Предмет особ вним-я – арх-ра Спб. Е. Лансере – пейзажи, опис-е петровс времен. Мстис Ягужинский – описание Петергофа. Валентин Серов «Похищение Европы» - сочетание мифа и реальности. Искусство понималось как явление «надземное», как свобод и таинств акт, совершающийся в глубинах духа худ-ка. Субъектив мир худ-ка – единств содерж-е иск-ва. С 1903 теряют основу, на кот базир их объед-е => в 1904 жр прекращает издаваться, объед-ние распадается. В 1906 орг-вал выставку рус худ-ов в Париже - «С 12-13 вв до совр-ти». Затем в Бер, Вене – везде восторж отклики => Дягилев решил познакомить Зап с рус тетром и музыкой => открыл для Зап рус балет (А. Павлова, Нежинский). Попытка синтеза иск-в в одном месте. «Танец это движ-е музыки». Именно худ-к опред общ стиль балета, выбир опред эпоху. С 1908 кажд сезон Дягилев ставил за границей рус оперу и балет. 1910 – «Жар-птица», «Карнавал», «Жизель». Сер 10-х гг – тв-во Стравинского – «Петрушка». Дягилев возрожд «Мир иск-ва» (1911-1924). Объед-ние носит двоякий, случ хар-ер. «Мир иск-ва» пр/поставлял себя др объед-ям – «Голуб роза» и «Бубновый валет». В музыке – А. Скрябин (идея синтеза иск-ва – «Поэма огня или Промитей») – основатель светомузыки. Общая психологич атмосфера послерев-х лет вызвала у ряда худ-ов недоверие к жизни => к натуре => усил-ся внимание к форме, реализ-ся нов эстетич идеал современ мод-ого искусства. Развиваются ставшими известными всему миру шк рус авангарда, в основе кот лежит тв-во Кандинского, Малевича и тд. Худ-ки, участвовавшие в 1907 г в выставке под ярким символич названием «Голубая Роза», усиленно пропагандировались жр «Золотое руно» (Крымов, Кузнецов и др) => б раз по своим творческим устремлениям, но их объединяло влечение к выразит-ти худ формы, к обновлению живопис языка.. «Бубновый валет» - название выставки картин, устроенной в 1910 в Москве Ларионовым, Кончаловским, Машковым, Гончаровым, А Лентуловым, Р. Фальком, А. Куприным и др. Впервые эти худ-ки объединились еще в 1909, на 3-й, послед выставке "Золотого Руна", однако уже на "Бубновом валете" 1910 года сделалось ясно, что это был лишь врем союз 2 разн груп-к, одну из кот предст-ли Ларионов и Гончарова, а др - Кончаловский, Лентулов и пр. Позднее Кончаловским, Машковым и кругом близких им живописцев – худ об-во, основан в 1911(до 1917). В его экспозициях участ-ли не только рус, но и ин худ-ки, но ядро – орган-ры об-ва. В основе лежало увлечение примитивом и город изобразит фольклором. Ранее худ-ов привлекал прежде всего крест изобразит фольклор => любители и деятели искусства собирали изделия крест деревен худ ремесла => старались проникнуть в его образн смысл, в его поэзию. В к 1900-10 худ ориентиры меняются – на смену деревен кустар предметам все чаше приходят образцы город народ иск-ва. 1 из важ черт бубнововалет иск-ва – своеобраз фольклор-я «образцов примитива» (примитив – город низовое иску-во, а город фольклор – 1 из его разновидностей//линий, как бы непосред-но сосед-я с крест фольклором). Во всех случаях худ-ки предпочитали не предметы серьез «купеческого» примитива, но примитива фольклор, т е прежде всего «игрового» и праздничного. Самые яркие творения примитив дв-я приходятся на рубеж 1900-1910 гг. Его кульминация – экспозиция «Бубновый валет» 1910. В 1912 молод худ-ки (Ларионов, Гончарова и некот оставшиеся с ними худ-ки), отдел-сь от «Буб валета», назвали свою группу «Ослиный хвост» - бунтар хар-ер выступления, направ п/в сложив худ норм тв-ва. Ларионов, отказ-сь от изображения реал действ-ти, пришел к так наз «лучизму». Малевич, Кандинский – абстр-м. «Ослиный хвост» - последоват групповая выставка, объед-ая «своих», а «Бубн валет» устраивал выставки более свободно, их участником мог стать кажд с 1911, кто внес соответ денеж плату. Но уже 1-ые выставки об-ва "Буб валет" обнаружили действит расхождения с ларионовской группой. Постепенно в работах Кончаловского, Машкова, Фалька, Куприна и др. возобладала др линия европ постимпрессионизма, пошедшая от Сезанна, - пристрастие не к экспрессивно-живой (как у Гогена), но неподвиж натуре (застывшим фигурам, столам и вазам) и вместе с тем к "движению живописи" с ее послед-ым - мазок за мазком - созидающим "ходом", выявлявшим (как у Сезанна) и единство плоти природы, и саму энергию ее становления. Если Ларионова увлекали фигуры курильщиков на вывесках над табач лавками, то бубнововалетцев - разноцвет фрукты на росписях трактирных подносов, составляющие, хотя и пестрый, но застывший узор. ("Натюрморт с бананами" Машкова). С 1912 нач-ся наплыв новичков в «Буб валет» (Клюшников, Лобанов, Крон и др). Хар черта – отыскать последоват изложение программы невозм-но, их программа – отсутствие программ. Даже когда они издали «Сборник статей по иск-ву – там не было программы. В целом «Буб валет» б против традиц рутин иск-ва. Цель – не консолидация нац стиля или узкого живопис направ-я, а отстоять новейш иск-во в целом, защитить от консерваторов. Но пост в работах иных из "валетов" нарастали консерв тенденции. Мн вещи Кончаловского и Машкова получат почти академич вид. Во 2/2 1910 об-во "Буб валет" постеп приходило в упадок. Его покидали ведущие мастера. Их место на экспозициях занимали худ-ки др направ-й, пр, К.Малевич или М. Шагал, не имевший к "валетам" ни малейшего отн-я и, но выставл-ся на их выставках 1916 и 1917 г. Теснее стояли некот кубисты или кубофутуристы - Л.Попова, И Пуни, Н.Удальцова, А. Экстер и др. Иные из них временами выступали у "буб валетов", к 1916-1917 г все чаще. Но важн направл-я бубнововалетского иск-ва сохран-сь и п/е закрытия об-ва (1917): 1 - охранительная струя (традиц темы - пейзаж, обнаженную модель – Кончаловского, Машкова). 2 - крыло более приподнятого бубнововалетского живописания. Манера Лентулова могла принимать вид театральной фантастики, превращая в патетичные выгородки не только стены крымской мечети, но и остроги оранж гор, возносящиеся к синему небу ("Старый замок. Алупка»). Н. Бердяев «Кризис иск-ва». Утверж-т, что соврем иск-во - в глубоч кризисе, «оно стрем-ся выйти за свои пределы». Тв-во произ-й иск-ва жаждет перейти к тв-ву самой жизни. Мир мен-ся и чк мен-ся вместе с ним, «он переходит в предметы, предметы входят в чка». Все плоскости бытия смещ-ся => это нов ощущ-е мир жизни пыт-ся выразить ф-зм. Большая часть работы посвящена критике ф-зма. Критика: отрицание чка как ист-ка твор движ-я, они не м адекватно выразить новое чувство жизни в св произ-ях. Он критик-т их за безгран восхищ-е машинами, скоростью, кот заменили «прелесть женского тела // цветка». => тво-во ф-тов полно машин предметности. Бердяев убежден, что кризис иск-ва – оконч и бесповоротный разрыв с класс-змом, возврат к стар невозможен. Иск-во д.б своб-но, оно вырастает из дух глубины чка. Иск-во д выйти из св замкнутого сущ-ния и перейти к тв-ву нов жизни. Гов-т об отн-и варварства и упадочности, затраг-т ? о хр-ве и его вл-нии: «хр-во б спасающим дух-м варварством в отн-и к культ упадочности ант мира, оно б откров-м света, добытого из глубины бытия». В современную ему эпоху мир к-ра исчерпала себя. Выходом «м.б лишь тот переход в нов мир фон, в кот всякое тв-во будет уже продол-м божьего творения мира».