Дореволюционное любительство как явление народного художественного творчества.
Социально - исторические условия возникновения любительства.
Любительство - это еще одно явление народного художественного творчества, которое появилось в 19 веке в результате глубоких социально-экономических и духовных преобразований в России. Эти изменения были связаны, с одной стороны, с отменой крепостного права; с другой стороны, с распространением и развитием с конца 17 века западноевропейской профессиональной художественной культуры, достигшей высокого уровня во всех своих жанрах к началу 19 века.
Это было новое явление в народном художественном творчестве, отличавшееся своими особенностями, развивающееся по своим законам.
Первоначально в его развитии принимали участие либерально настроенной интеллигенции, буржуазии, народничества. По их инициативе были:
■ организованны курсы по подготовке руководителей хоров, оркестров, драмкружков;
■ открыты бесплатные музыкальные школы, музыкальные классы для народа;
подготовлены и изданы репертуарные сборники, методические пособия по руководству коллективами, школы игры на музыкальных инструментах;
созданы образцовые кружки и ансамбли, осуществляющие концертную деятельность;
подготовлены и собраны первые теоретические работы, связанные с воспитательной ролью искусства.
Эта деятельность способствовала тому, что первоначально в крупных городах, а потом и в сельской местности, стали складываться центры любительского творчества.
Итак, особенностью первого этапа развития любительского творчества явилось то, что его творческие, организационные основы, облагороженный репертуар формировались людьми, получившими профессиональную подготовку или обладающими специальными знаниями.
Им удалось привнести в любительское творчество элементы новизны, художественной полноценности, привлечь внимание к подлинно народным основам искусства, благодаря переработке фольклорных форм и заимствованию творческо-организационных достижений профессионального искусства.
В конце 19 века усилия отдельных представителей интеллигенции по созданию художественных кружков стали получать общественную поддержку. В это время под эгидой официальных властей были созданы различные комитеты, общества, попечительства (трезвости, грамотности, университетов, искусств).
Созданные организации в этой или иной форме занимались организацией любительского творчества, самообразованием рабочих, устройством лекций, библиотек, читален. Деятельность этих обществ, комитетов опиралась на частную инициативу, субсидировалась либеральной буржуазией.
В деревне организацией любительских кружков занимались земства. Они содействовали устройству спектаклей, концертов народных хоров, оркестров. По их инициативе были организованы курсы для сельских учителей, врачей, земских работников, которые становились руководителями кружков. Некоторые курсы под эгидой земств организовывало Императорское музыкальное общество.
На рубеже веков толчком к развитию любительского творчества стало создание специальных внешкольных учреждении - Народных домов. Идея их создания была поддержана официальными властями, церковью, т.к. это способствовало облегчению контроля за деятельностью кружков, приданию существующим формам внешкольной работы необходимого содержания и направления.
Однако процесс создания народных домов шел медленно. Известно лишь несколько таких учреждений, оставивших заметный след в истории просветительства. Среди них Литовский народный дом графини Паниной в Петербурге, основанный в 1891 году.
В 1914 году в крупных городах работало 143 народных дома, 94 - в волостях и уездных центрах.
Таким образом на рубеже веков в любительском творчестве появились новые приметы, связанные с тем, что на него стали оказывать влияние различные общественные организации, государственные органы, земства, возникли попытки формирования центров организации любительского творчества - народных домов, ставших прообразом будущих клубных учреждений.
Немаловажным фактором, способствующим активизации, осмысливания любительского творчества явилось проведение в предоктябрьский период съездов по вопросам развития любительского творчества :
Первый общеземский съезд по народному образованию, 1911 г. (г. Москва).
Пятый всероссийский съезд хоровых деятелей, 1914 г. (г. Москва).
Первый всероссийский съезд деятелей народного театра, 1915 г. (г. Москва).
В большинстве выступлений на съезде отмечалось облагораживающее, воспитывающее влияние любительского творчества на человека. Также много говорилось о развитии отдельных жанров народного творчества : народных хоров, оркестров народных инструментов, народных театров.
Ход дискуссии на съездах свидетельствовал о том, что его развитию были присущи большие сложности как внутреннего, так и внешнего характера.
Сложности внешнего характера обуславливались:
нехваткой средств на развитие любительства (основа финансирования средства меценатов, общественных организаций);
нехваткой руководителей кружков, особенно в деревне, низким уровнем их подготовки;
недоступностью массовой нотной и методической литературы (небольшие тиражи);
жестким контролем за деятельностью кружков со стороны полиции, цензурного комитета, церкви (официальная регистрация кружков, согласование программы их деятельности, репертуара).
Сложности внутреннего характера были связаны с тем, что существовали самые противоречивые мнения относительно целей и задач любого творчества, способов его организации и руководства ими. Некоторые деятели культуры пытались принизить роль о значении народного творчества, доказать его малую эстетическую ценность.
Но несмотря на все трудности народное творчество постепенно укреплялось, развивалось. Этому способствовала поддержка его со стороны известных писателей, деятелей культуры и искусства.
Обобщая процесс развития любительского творчества следует определить его основные черты :
переработка и использование наиболее ценных сторон фольклора, интеллигентского творчества, профессионального искусства;
ориентир на освоение произведений классики и репертуар профессионального искусства, его языка, стиля, подражание ему в концертном исполнительстве;
кружковая форма организации;
сочетание саморегуляции и попыток регуляции со стороны меценатов и властей через установление цензуры создание альтернативных и контролируемых форм.
Любительский народный театр.
Понятие «любительский» подчеркивает отличие от фольклорного театра эпохи феодализма, который был связан с устным народным творчеством, и театра городского «примитива», также вобравшего в себя фольклорные традиции и ориентировавшегося на формы западноевропейского театра. Отличие любительского театра прежде всего в репертуаре, который состоял из произведений профессиональной драматургии.
Другим отличием любительского народного театра является то, что появилась новая форма организации народного творчества - кружок. Эта форма соответствовала любительским кружкам привилегированных слоев общества.
Появляются демократические театры для народа, очень разнородные по содержанию и характеру своей деятельности. Создавали их богатые меценаты, часто очень далекие от искусства и преследовавшие коммерческие цели.
Любительское хоровое исполнительство.
Наряду с театральным любительством в народе широкое распространение в 19 веке получает любительство в области вокально-хорового исполнительства. Существовали специальные школы обучения пению, хоры принимали участие в церковных службах, в оперных постановках и пышных дворцовых увеселениях. Еще в 17 в. появились первые хоровые композиторы, среди них - Д.С. Бортнянский.
В 19 веке появился первый частный крестьянский хор. народный хор из крестьян Ярославской губернии был создан И.Е. Молчановым. Хор давал концерты в различных городах, стал профессиональным и пользовался широкой популярностью. Впоследствии многие участники сами стали руководителями народных хоров.
В этот период складывались и демократические формы коллективного любительского народного вокально-хорового творчества, они создавались представителями художественной интеллигенции и служили удовлетворению и развитию музыкально-эстетических потребностей и вкусов низших слоев города и деревни. Они развивались в трех направлениях:
Первое направление связано с освоением профессиональной музыкальной культуры, ее языка, классического репертуара и академического вокально-певческого стиля. Широкое распространение в этом направлении получили студенческие хоры.
Значительную роль в движении музыкантов для народа сыграла бесплатная музыкальная школа в Петербурге, где занимались в свободное от работы время рабочие, ремесленники, служащие и студенты. Занятия вели многие выдающиеся музыканты: М.Я. Балакирев, Г.Я, Ломакин, Римский-Корсаков.
Второе направлениеразвития хорового любительства было связано с распространением и популяризацией лучших образцов фольклорной песни. Большой интерес в этом плане представляет деятельность П.Г. Яркова.
Интересна и оригинальна деятельность по развитию народного хорового любительства М.Е. Пятницкого, основателя крестьянского хора.
Наиболее впечатляющим в его деятельности было создание хора из крестьян Воронежской, Рязанской, Смоленской губерний и организация нескольких ежегодных концертов.
Пятницкий заботился о сохранении народно-певческой манеры во всей ее чистоте. Песни исполнялись группами и вызвали большой интерес слушателей. Украшением концертов была 70-летняя Аринушка Колобаева с двумя дочерьми.
Третье направлениехорового любительства было связано с революционным подъемом, который способствовал развитию массового пения революционных песен и гимнов. Это было пение пролетарских песен об освобождении, песен, которые звали к борьбе и способствовали развитию политического самосознания.
Любительское музыкальное исполнительство на народных музыкальных инструментах.
Особенность развития любительского исполнительства на народных инструментах состояла в том, что это жанр был связан не только с освоением классического репертуара, но и с пропагандой народной музыкальной культуры среди широких слоев населения. В этом как нельзя лучше проявилась взаимосвязь двух культур - профессиональной и народной.
Первоклассным, непревзойденным по исполнительскому мастерству, искусству разработки тем и импровизации был рожечный ансамбль, руководимый Н.В. Кондратьевым. Ансамбль просуществовал более 40 лет, удивляя своим искусством. Он выступал в Москве, Петербурге и других городах, совершил гастрольную поездку на Всемирную выставку в Париж.
В этот период была развита и ансамблевая игра на жалейках, часто сопровождавшая хоровое пение.
Продолжали жить у отдельных любителей и ушедшие из повседневного быта народа гусли и другие инструменты.
Благодаря таким личностям как В.В. Андреев, реконструируются народные инструменты, которые вышли из обихода столетия назад - это балалайка, домра.
Любительское исполнительство развивалось и подготовило почву для появления в дальнейшем художественной самодеятельности в области оркестрового исполнительства в советский период.
- Введение
- 1. Народное художественное творчество - как основа художественной культуры общества.
- 1.2. Основные виды народного художественного творчества. Народное песенное творчество.
- Народный танец.
- Народный театр.
- Инструментально-музыкальное творчество
- 1.3 Этапы развития народного художественного творчества.
- Фольклор, как явление народного художественного творчества.
- Городской «примитив» как явление народного художественного творчества.
- Дореволюционное любительство как явление народного художественного творчества.
- Советская художественная самодеятельность как явление народного художественного творчества.
- 1.4 Народное художественное творчество в праздниках русского народа.
- Рождество
- Масленица
- Праздник Ивана Купала
- Ильин день.
- 1.5 Система государственного организационно-методического руководства самодеятельным художественным творчеством.
- 1.6Основные методы изучения народного художественного творчества
- 1.7 Организационно-правовые основы создания и деятельности самодеятельных коллективов.
- 1.8 Методика создания коллективов художественной самодеятельности
- 1. Общие положения.
- 2. Организация работы кружков
- 3. Материальная и финансовая база.
- 1. Общие положения.
- 2.Руководство и контроль за деятельностью объединения.
- 3. Материальная и финансовая база объединения.
- 1.9 Организация деятельности коллективов художественной самодеятельности.
- 1.10 Методика подготовки и проведения концертов, конкурсов, фестивалей. Педагогическая целесообразность проведения концертных выступлений.
- Подготовка и организация концертной деятельности коллективов художественной самодеятельности.
- 1.11 Руководство самодеятельным художественным коллективом, роль руководителя коллектива, требования, предъявляемые к руководителю.
- 1.12 Народное художественное творчество Ярославской области.
- Фольклор Ярославского края.
- Танцевальное искусство Ярославля.
- Хоровая культура Ярославской области.
- Использованная литература.