logo
Васильева Г

Народный танец.

Народный танец на многих этапах исторического развития начиная с древних времен был основою хореографической культуры общества. Что же такое хореографическая культура?

Современная научная литератора отражает разногласия по поводу данного понятия. Многие ученые под хореографической культурой понимают только профессиональное балетное искусство. Вместе с тем хореографическая культура современного общества включает в себя и фольклорный танец, народную хореографию, эстрадный танец, балетное искусство.

У каждого народа есть свои традиционные танцы, особенности которых связаны прежде всего с этническим характером.

В народных танцах отражается особая пластика свойственная представлениям того или иного народа. В нем представлены особенности того или иного народа, виды трудовой деятельности, нормы поведения, взаимодействия между людьми. Народный танец раскрывает многовековые традиции последующим поколениям. В древности танцы многих этносов существовали в неразрывна связи с магическими обрядами, ритуалами, праздникам народного календаря и другими формами народной жизни. Часто они выполняли заклинательные функции, когда хотели попросить у высших сил дождя, хорошего урожая удачной охоты. У народов Севера до сих пор сохранились танцы медведя, оленя, моржа, имеющих ритуальный смысл.

Со временем народные танцы утратили свои магические обрядово-ритуальные функции и стали превращаться в одну из форм проведения досуга, отдыха и развлечений. Их стали использовать и профессиональные коллективы выступающие на сцене.

Русский народный танец имеет ряд характерных особенностей: манера исполнения отличается широтой, простотой, доступностью, т.к. танцевал народ на свадьбах, семейных праздниках, народных гуляниях.

История возникновения танца на Руси связана с музыкальным и песенным творчеством. Русский народный танец на разных территориях России исполняется по-разному.

На Севере - величаво, степенно, горделиво.

На Юге - задорно, озорно, о удалью.

В Центре России - лирично, задушевно, весело и игриво.

Так же имеется различие мужским и женскими танцами. Мужской танец отличает необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, ,уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство.

Русские народные танцы классифицируются следующим образом:

1. в зависимости от песни под которую исполняются танцы. Например:

«А я по лугу», «Камаринская», «Сени».

2. танцы различают по количеству исполнителей: «Шестера», «Напарочка», «Семера».

3. танцы делятся в соответствий с рисунком: «Плетень», «Воротца», «Звездочка».

4. танцы делятся по движениям: «Дробушечка», «Топотуха».

5. в основу классического танца могут быть положены трудовые процессы: «Косари», «Веретено», «Ленок».

6. по названию персонажа изображаемого в танце – «Лебедушка», «Гусачок», «Журавли».

Основными русских народных танцев являются: хороводы, кадрили, переплясы.

Наиболее популярным жанром русского народного танца является хоровод.

Хоровод - это народная игра, движение людей по кругу с песней и пляской, это пластическое выражение песни, действенность, зрелищность, передача характера, настроения.

Хороводы бывают орнаментальными - изображение узоров, фигур, как будто плетут кружева.

Хороводы песенные - которые исполняют под песни. Народные хороводы выполняют роль музыкального сопровождения.

Хороводы выражающие драматическое действие называются игровыми.

Кадриль - наиболее молодой вид русского танца. Берет свое начало от французской кадрили в салонах русской аристократии 19 века. Особенности русской кадрили в том, что у нее более богатый рисунок (корзиночки, воротца, звездочки и т.д.) В русской кадрили встречается до 14 фигур. Названия фигур четко соответствуют содержанию «знакомство», «девки нарасхват», «петухи» и т.д. Каждая фигура отделяется от последующей (паузой, притопом и т. д.).

По композиционному построению можно выделить квадратную, линейную, круговую кадриль.

В квадратной кадрили по углам расположены четыре пары, перемещение происходит между противоположно расположенными парами: Московская, Тверская, Рязанская, Тульская области танцуют квадратную кадриль.

В линейная кадрили принимает участие четное количество исполнителей от четырех и более. Движения в парах производятся стенкой на стенку на встречу друг другу: Урал, Сибирь, Архангельская, Вологодская, Ярославская области.

В круговой кадрили принимает участие любое количество пар, но не менее четырех. Все перемещения происходят по кругу по часовой стрелке: Московская, Самарская область, Сибирь.

Перепляс, один из древнейших видов русского народного танца, преимущественно был мужским.

Смысловое назначение перепляса – состязание в ловкости, силе, выносливости, сообразительности. Победителем выходит тот, кто переплясал своего соперника, продемонстрировал сложные трюки (хлопушки, прыжки, дроби, вращения).

Традиционный перепляс состоит из проходки и самого движения «колено» - далее тоже повторяет второй исполнитель.

Зрители являются участниками состязания, поддерживают своего исполнителя.

Перепляс исполняется под сопровождение народных инструментов (гармошки, баяна, домры, балалайки). Темп танца вначале умеренный, может дойти до очень быстрого в конце танца.

В переплясе вырабатывался, формировался мужской русский народный танец.

Но женщины тоже являются исполнительницами перепляса. В женском переплясе много дробей, шагов с притопами, шаги с подбивкой, вращений.

Переплясы исполняются под «Барыню», «Камаринскую», «Полянку».