logo
Васильева Г

1.9 Организация деятельности коллективов художественной самодеятельности.

Учебно-творческая работа в коллективе начинается с планирования.

Планы: годовой, квартальный, месячный, поурочный, план построения открытого урока.

Годовой план коллектива художественной самодеятельности состоит из следующих разделов:

1. Учебно-творческая работа.

2. Воспитательная работа.

3. Работа над репертуаром.

4. Концертная деятельность.

5. Участие в культурно-массовых мероприятиях.

При составлении годового плана учитывается.

а) возрастные особенности, которые служат подспорьем для навыков;

б) планирование, делится на 2-Згода в коллективах художественной самодеятельности.

Квартальный план - это план на 3 месяца, в котором конкретно ставятся задачи, определенный график изучения материала.

Месячный план - это план на месяц, в котором ставятся и определяются не только понятия, но конкретные цели, задачи по изучению каждого элемента.

Поурочный план - это план на каждый урок. Он определяет цели и задачи каждого урока и является его кратким конспектом. В поурочный план входят задачи и цели урока подготовительная, основная и заключительная часть.

План урока 0-го класса хореографии (студии).

(дети 5-6 лет, подготовительная группа)

1. Вход в класс. (Марш. Перестроения).

2. Поклон.

3. Середина. Аэробный комплекс.

4. Комбинация на прыжки.

5. Комбинация на восстановления дыхания.

6. Партер. Растяжки.

7. Танцевальные этюды (4-6)

8. Диагональ. Перестроение.

9. Поклон.

10. Уход из класса (Марш).

Рекомендуемая музыка на марш: «Вместе весело шагать», «Веселый ветер», (Дунаевский).

Учет учебно-творческой и воспитательной работы ведется в журнале учета. Журнал является основным документом учета всей работы коллектива. Журнал ведется лично руководителем коллектива, заполняется регулярно на. каждом занятии. Журнал хранится в отделе художественной самодеятельности, как документ строгой отчетности. Содержание журнала:

1. Список участников коллектива.

2. Перспективный план работы.

3. Учет посещаемости занятий.

4. План учебно-творческой и воспитательной работы коллектива.

5. Отзыв проверяющих работу коллектива.

6. Отчет о работе коллектива за год.

Воспитательная работа в коллективе.

Методика воспитательной работы не может быть единой для всех коллективов художественной самодеятельности, так как коллективы отличаются друг от друга творческими направлениями, численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем участников. И наряду с общими положениями специфика конкретного коллектива определяет формы и программу его работы.

Воспитание в самодеятельном коллективе направлено на два объекта: на зрителей и участников. При этом в процессе выступления перед зрителями сами участники становятся воспитателями. Остановимся на трех основных положениях, развитию которых способствует участие в коллективе художественной самодеятельности - нравственном, эстетическом и художественном.

Основной - задачей нравственного воспитания в самодеятельном коллективе является формирование норм и правил поведения участников коллектива, развития у них чувства коллективизма, и товарищеской взаимопомощи, честности, любви - к искусству, которая оказывает особенно глубокое воздействие на личность в том случае, когда сам непосредственно участвуешь в творческом процессе создания и воспроизведения художественного образа.

Эстетическое воспитание - средство познания прекрасного в окружающем мире. Оно предполагает целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитию ее способностей к эстетическому восприятию действительности. Одним из наиболее действенных средств эстетического воспитания в коллективе является изучение независимо от жанра лучших образцов профессионального и самодеятельного искусства, способных привить хороший вкус, умение понимать музыку, формировать эстетические чувства, раскрывающие реальную красоту действительности.

Художественное воспитание неразрывно связано с эстетическим и является его составной частью. Основным средством художественного воспитания в самодеятельном коллективе является общение с произведениями искусства различных жанров, процесс восприятия которых в каждом коллективе протекает по-разному, так как определенные эстетические взгляды есть у каждого взрос­лого человека./ одних они возникают стихийно, у других сложились на основе приобретенных знаний и навыков.

Методы воспитательной работы.

Одним из методов воспитания является метод внушения, с помощью которого руководитель старается передать исполнителям отношение к художественному произведению, а так же свое мнение, оценку, настроение.

Руководитель, работая над постановкой или фрагментом какого-либо произведения, должен стремиться передать не только свое отношение к произведению, но и путем внушения подключить участников к активному переживанию.

В практике работы широко применяется метод убеждения. Его отличие от метода внушения в том, что здесь руководитель воздействует на сознание и мышление человека, адресуется к его разуму и обоснованно доказывает, что именно так, а не иначе надо исполнять тот или иной номер.

Эффективность метода убеждения может быть при наличии уверенности руководителя в том, что он доказывает своим воспитанникам. Сам же процесс должен строиться с учетом воспитательного и познавательного опыта участников. В ходе убеждения необходимо сочетать изложение и показ материала с выводами и оценками.

Метод поощрения направлен на то, чтобы выделить и закрепить достижения участников коллектива. Он способствует установлению правильных взаимоотношений в коллективе, поддерживает необходимый психологический климат. Обращаясь к методу поощрения, рекомендуется соблюдать определенные правила.

Вот некоторые из них:

- оценивать действия, на которые затрачены силы или усилия независимо от способностей участников;

- подбадривать тех, кто не всегда достигает успеха при затрате определенных усилий;

- не поощрять одних и тех же (это разобщает коллектив).

Важно, чтобы поощрение выражалось публично.

Метод наказания направлен на сдерживание негативных поступков во внутри и вне коллективной деятельности и взаимоотношениях. Он может иметь и форму осуждения, недовольства, замечания, предупреждения. Эти методы эффективны только в том случае, если имеют воспитательную направленность, применяются объективно и справедливо.

Прибегая к методу наказания, руководитель должен соблюдать следующие правила:

- наказание должно осознаваться, как необходимая, мера;

- наказание - это не средство разрядки плохого настроения руководителя, в состоянии раздражения наказывать не следует.

- предварительно должно быть все известно о поступке и наказание нельзя задерживать.

- наказание по подозрению недопустимо.

Все эти методы должны использоваться в сочетании.

Коллективный разбор произведения, поездка с выступлениями за пределы города, села, оказание шефской помощи начинающему коллективу и т.д. В таких моментах методы воспитания используются в различных сочетаниях, и руководителю надо владеть ими свободно, каждый раз по разному в зависимости от конкретной ситуации. Руководитель должен предпринимать все возможное, чтобы нравственная атмосфера была здоровой, дружественной, чтобы процесс творчества радовал людей, приносил удовлетворение.

Большое значение в учебно-творческой работе коллектива играет репертуар.

Репертуар - это своеобразный план, который является в коллективе результатом работы, по которому судят о состоянии коллектива, и выливается в концертное выступление. Вся учебная работа в самодеятельном коллективе строится инаправлена на достижение конкретной цели - формирования репертуара.

Принципы формирования репертуара.

1. С учетом профиля типа коллектива.

Коллективы классического, народного, эстрадного, бального танцев. В репертуар всех коллективов, кроме народного, может входить классический танец в обработке.

Коллектив бального танца, его репертуар: программные танцы европейские и латиноамериканские.

Эстрадный коллектив работает на основе современной ритмики и пластики, может использовать. классику.

Источники репертуара.

1. Местный фольклорный репертуар.

2. Можно использовать материал профессиональных коллективов. На самодеятельную сцену выносятся в упрощенном виде.

3. Используются собственные постановки руководителя, а так же разводки по записи.

При формировании репертуара необходимо учитывать организационный принцип, т. е. сочетание репертуара с общим планом мероприятий Дома Культуры.

Репертуар должен сочетаться с общей направленностью коллектива. Помогать созданию его творческого лица. Предполагать возможность творческого роста. Подчеркивать его индивидуальность.

Особые требования к репертуару.

1. Коллектив должен брать к работе значимые высокохудожественные произведения.

2. Разноплановость, постепенное усложнение содержания и формы.

3. Репертуар должен подбираться с учетом .пожеланий и запросов участников коллектива и с учетом их индивидуальных особенностей.

4. В репертуаре коллектива должны присутствовать произведения классиков и современных авторов.

Социально-педагогический смысл самодеятельности - в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им нравственной направленности. Решение этой задачи во многом связана именно с репертуаром, с теми художественными произведениями вокруг которых строится работа самодеятельного коллектива.