logo
Васильева Г

1.2. Основные виды народного художественного творчества. Народное песенное творчество.

Народная песня - сочетание двух видов искусств: музыки и поэзии созданной народом. Народная песня оказалась необычно устойчивой формой художественного творчества, она существует уже несколько тысячелетий. песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношения людей к окружающей действительности, к родной природе, к семье, к происходящим историческим событиям. Исконно народную музыку в науке принято называть фольклором. Слово фольклор в переводе с английского языка означает народная мудрость. Это устная, бесписьменная традиция, сложившаяся в многовековой творческой практике того или иного народа. В процессе устной передачи народной песни огромную роль сыграла коллективность творческого процесса. Песня становилась такой же разнообразной как сама жизнь, воплощенная в различных жанрах.

Что же такое жанр? Понятие жанр - французское -вид, род. В применении к русскому народному творчеству означает вид или разновидность произведений музыкального фольклора обладающий общими чертами музыкально-слуховой структуры и музыкально-поэтической образности в связи со сходной общественной и художественной функцией.

У каждого жанра есть своя функция, своя поэтика, своеобразная манера исполнения.

Народная песня подразделяется на жанровые разновидности: любовные, семейно-бытовые, трудовые, казацкие, солдатские, рекрутские, тюремные, шуточные; а также обрядовые, календарные и свадебные песни.

Самыми старевшими образцами народной песни являются любовные песни. Они проникнуты этически-трагическим настроением в рассказывает о неразделенной любви, позабытой и преданной любви. В любовных песнях излагается портрет любимого, любимой в идеалистических тонах.

Семейные песни построены на неразрешимой конфликте между мужем и женой, ведущем зачастую к гибели.

Трудовые песни - исполнялись во время различных производственных процессов и характеризовали всевозможные виды работ, как правило совершаемых коллективно, Свои песни имеют представители многих специальностей: «Не кочегары мы, не плотники», «Ткачихи».

Казацкие, солдатские песни относятся к единой группе военных песнопений. Казак переводится как человек вольный, независимый, искатель приключений. Казаки - живут на юге России. Слово солдат - от итальянского нанимать. Тематика казацких, солдатских песен многообразна: проводы солдата в армию, прощание с родными, разлука с милой, горечь от известия о неверности невесты, описание военных походов и баталий. В военных песнях отражается русская история и национальный характер.

Тюремные, арестантские песни объединены общей тематикой неволи. Находящиеся в условиях лишения свободы преступники в зависимости от решительного характера или наоборот смирения намерены совершить побег либо предаются воле божьей. В песнях арестантов обрисованы тяжелые условия нахождения в неволе.

В этих песнях все этапы отбывания наказания: от заключения под стражу до отправки на каторжные работы.

Шуточные песни отличаются своим насмешливым и шутливым содержанием. Частушки как шуточные песни исполнялись речитативом, быстроговоркой.

Обрядовые песни одно из самых поэтичных явлений народного творчества. Среди них выделяются календарные и свадебные песни. Одну из отличительных черт календарных песен составляет их приуроченность к определенным датам календаря. Как правило к какому либо времени года. К весне, лету, осени, зиме. К посевной, жатве, уборке урожая – это центральная тема в календарном песенном творчестве. Земледельческий труд и те явления природы, от которых зависит успех труда.

Свадебные песни мелодичны, богаты, национально-самобытны. Исполняются они по ходу свадебной игры, свадебного обряда. Это своеобразное театрализованное действо, длившееся несколько дней, а иногда и недель. Значительную часть русских свадебных песен составляли лирические песни о тяжелой женской доле. Старинная русская свадьба складывалась из обширного цикла традиционных, драматических и комедийных сцен, игровых действий и обрядов сопровождающихся песнями. К числу обрядовых песен относятся плачи и причитания, лирические песни–жалобы и величальные песни, торжественные поздравительные величанья, шуточные и наконец плясовые песни.

Свадебные причитания исполнялись невестой, ее матерью, или сестрой. В свадебных причитаниях ярко раскрывалась тяжелая женская доля и бесправное положение девушки. Муж в причитаниях назывался злодеем, особый страх внушали свекор и свекровь.

Особенность ритуальных песен в том, что в основе их лежит не человек, а обряд. В этих песнях нет ни описания природы, ни быта. Ритуальные песни исполняются хором. Хор выполняет в обряде роль режиссера, направляет ход обряда.

В величальных песнях прославлялись участники ритуала – люди верили что величальная песня могла сделать человека богатым и счастливым. В центре внимания величальных песен был человек. Величальные песни исполнялись в честь жениха и невесты, матери и отца, девушек и парней. Величальные песни исполнялись только на свадебном обряде.