logo
Васильева Г

Фольклор, как явление народного художественного творчества.

Вплоть до середины 19 века народное художественное творчество развивалось преимущественно в фольклорных формах. К наивысшему расцвету фольклора привели особенности жизненного уклада натурального крестьянского хозяйства в условиях феодального общества. Фольклорные формы были органично связаны с природой, жизнью и бытом людей, отвечали их насущным потребностям. С помощью искусства человек выражал свое отношение к действительности, все значительные события в жизни находили свой отклик в народном творчестве - в народных праздниках и обрядах, песнях, устном народном творчестве.

Народное творчество, развивавшееся естественных условиях как неорганизованное, имеет свои специфические черты:

  1. Коллективность творчества, отсутствие авторского начала.

Коллективность творчества указывает в большей степени на способ его бытования, коллективность исполнения, втягивание в действие большого количества людей, часто всех окружающих. Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» дал строки, рисующие отношение публики к выступлению народных исполнителей:

Хохочут, потешаются

И часто в речь Петрушкину

Вставляют слово меткое,

Какого не придумаешь,

Хоть проглоти перо!

Вовлечение в действо имело большое влияние на личность. Человек, овладевая художественными исполнительскими приемами, овладевал нравственным опытом.

2. Импровизационность в рамках заданной традиции, отсутствие фиксированной драматургии, вариативность.

Образцы фольклорного творчества находятся постоянно в движении, существуют как вариации, развиваются и видоизменяются.

Вот как об этом писал Белинский:

«И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению, и видоизменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песней, то сложат другую песню в дополнение к ней».

Эта черта была обусловлена устным способом передачи ценностей. Первоначально это было предопределено тем, что большинство населения было неграмотным и передавать свое творчество оно было вынуждено устно, со слов, по памяти.

3. Синкретизм во всех его проявлениях.

Неразделимость духовной и практической деятельности, видов и жанров искусства, исполнителей и зрителей, процессов производства, хранения, распространения и потребления.

Народное творчество имело самую тесную связь с конкретными видами практики человека. Это обуславливает прикладной характер фольклора, существование песен трудовых, свадебных, хороводных, рекрутских и т.д.. Все эти произведения выражали народную философию, смысл жизни, были эффективны для сохранения и передачи традиций, закрепления коллективного опыта.

Фольклорное творчество одухотворяло деятельность, придавало ей высокий, эмоционально - нравственный настрой.

4. Саморегулируемость, отсутствие сознательно поставленных целей и организованных форм деятельности.

На всем протяжении своего развития фольклор выступал как самобытное творчество, противодействующее искусственному насаждению официальных моральных заповедей, образа жизни, норм поведения и красоты. Это являлось одной из причин враждебного отношения господствующих классов к народному творчеству, бесконечных гонений на него.

В своей статье «Разрушение личности» М. Горький писал: «Народ, духовно скованный ..., все же продолжал жить своей глубокой творческой жизнью, создал и создает тысячи сказок, песен, пословиц, иногда восходя до таких образов, как Фауст ...».

Эпоха феодализма отмечена наивысшим расцветом фольклора. Широкое распространение в это время получили театрализованные бытовые обряды и празднества, различные хороводные гуляния, народные игрища и потешные представления.

Кульминационной точки развития достигло искусство кукольников и скоморохов. Оно имело огромное воздействие на окружающих. Блестящую попытку на профессиональной основе возродить традиции народных представлений сделал А. Блок, написавший пьесу «Балаганчик».

С изменением условий социальной жизни, сменой общественных формаций, происходило изменение и форм народного художественного творчества.

Основными причинами, обусловившими старение фольклора, стали:

Таким образом на протяжении длительного времени фольклорное творчество выступало одной из важных форм сохранения и передачи социально-исторического опыта, духовной культуры от одного поколения к другому. С его помощью передавались морально-эстетические нормы, наблюдения о явлениях природы, информация о наиболее значимых исторических событиях, войнах, бедствиях, праздниках.

При анализе и характеристике традиционного народного творчества, связанного с деревенским, крестьянским трудом и бытом, пользуются различными терминами. Для обозначения устного народного творчества (поэзии и прозы) используют понятие «фольклор», что значит «народная мудрость». Применительно к жанрам искусства употребляют термины «музыкальный фольклор», когда речь идет народной песне и инструментальной музыке; «фольклорный танец» - о народном танце, «фольклорный театр» - о драматических действиях в народном искусстве.

Изобразительные формы творчества принято называть декоративно-прикладным искусством и народными ремеслами, т.к. это не относится к устному народному творчеству. Но независимо от условного обозначения ясно одно, что речь идет о традиционном народном творчестве, зародившемся в глубокой древности и дошедшем до нас как уникальное свидетельство жизни и быта, мировосприятия и мироощущения народа.

Календарно-обрядовые формы бытования фольклора.

Основные моменты трудовой жизни крестьянства отмечались празднествами. Они были приурочены к смене времен года, определяющих цикл работ земледельца в поле и в домашнем хозяйстве. Празднества следовали друг за другом соответственно различным состояниям природы: зимнему солнцевороту, первым праздникам возрождения, оживлению природы, полному цветению, осеннему и зимнему замиранию.

С утверждением христианства к определенным дням каждого периода были приурочены церковные праздники, в том числе чествование какого-либо святого. Эти даты стали как бы вехами календарных сельскохозяйственных работ. Таким образом, зародившись еще в родовом обществе как игрища, как магические действия, связанные с языческим культом, постепенно некоторые из них превратились в христианские календарные обряды с обязательными элементами.

Народные празднества представляли собой как бы цепь приветствий возрождающейся природы с соответствующими обрядами. Они должны были способствовать плодородию земли, хорошему урожаю, приплоду скота, благополучию семьи через различные магические действия, обращения к высшим силам и природе.

Особенно значительными были земледельческие празднества в дни зимнего солнцестояния. После принятия христианства они стали называться «святками». За ними следовали празднества в честь весеннего равноденствия, впоследствии названные «масленицей», и летнего солнцестояния. На такие праздники стекалось большое число участников и зрителей. Устраивались они на открытом воздухе или в закрытом помещении в зависимости от времени года.

Музыкально-песенный фольклор.

Песенный фольклор наиболее ярко представлен в хороводах. Хороводные песни подразделялись на два вида: хороводно-игровые и собственно хороводные. Исполнение хороводно-игровых песен обязательно сопровождалось какими-нибудь игровыми действиями в соответствии с содержанием. Собственно хороводные исполнялись просто в хороводном движении.

Кроме хороводов были распространены песни, непосредственно связанные с теми или иными обрядами и составляющие их часть. Это трудовые песни, также песни, сопровождавшие семейно-бытовые празднества и обряды.

До сих пор в Белоруссии и некоторых областях России остались пережитки языческих празднеств, и все еще песни и хороводы исполняются. На лицах исполнителей календарно-обрядовых песен застывшая важность, у девушек непоколебимая томность. Это говорит о том, что в сознании людей глубоко отложилось серьезное отношение к различным обрядам, которые в Древней Руси имели очень важный, магический характер.

Танцевальный фольклор.

Древние формы танца и ритмизованной пантомимы зародились в процессе трудовой деятельности народа. В них были отражены условия быта людей, их мироощущение. Искусство танца было неотделимо от музыки и слова, они передавали различные состояния людей, а плясовые движения и жесты помогали глубже раскрыть эти чувства.

Изначально существовало два основных танцевальных жанра - хоровод и пляска, в свою очередь они имеют много разновидностей.

Народные ремесла и декоративно-прикладное творчество.

Изначально жизнь и быт людей были связаны с изобразительным искусством. Как и исполнительское художественное творчество, оно было синкретично, не существовало самостоятельно и имело прикладной характер. Отсюда и название народного изобразительного искусства Древней Руси - декоративно-прикладное.

К моменту образования Киевской Руси декоративно-прикладное творчество достигло высокого уровня. Оно особенно было распространено среди крестьянского населения, в деревнях. Изготавливалось практически все, все то что нужно для домашнего обихода, земледелия, своими руками изготавливалась одежда.

Уже в то время среди ремесленников выделяются мастера-ювелиры, создающие различные украшения, подсвечники и т.п.

Также были распространены и другие формы декоративно-прикладного искусства, это искусство вышивки, кружевоплетение, узорное ткачество, узорное вязание на спицах. Нельзя обделить вниманием различные работы по дереву, так как этот материал был самым распространенным на Руси, из него были сделаны почти все вещи домашнего обихода.