logo
Васильева Г

Советская художественная самодеятельность как явление народного художественного творчества.

Понятие художественной самодеятельности появилось в З0-е годы и закрепилось для определения и характеристики активного участия масс в деятельности по освоению художественных ценностей и их созданию. Искусство было признано главной силой, дающей определенный эмоциональный заряд, а потом являющейся мощным средством не только в движении за культуру масс, но и в политической агитации и пропаганде.

Таким образом, понятие «самодеятельность» выражает социальную активность и социальную деятельность во всех сферах общественной жизни. Понятия «активность» и «деятельность» употребляются как синонимы. Следовательно, под самодеятельностью понимается деятельность человека, не навязанная ему извне, совершаемая не по принуждению, а внутренне необходимая для него, порожденная его собственными потребностями. Активность масс, проявленная в сфере художественной деятельности, и есть художественная самодеятельность.

Как самостоятельный, самобытный тип народного художественного творчества, художественная самодеятельность имеет ряд важных примет и характеристик:

  1. Отличаясь общенародным характером она перешла из сферы быта ( в отличие от фольклора) в сферу общественной жизни человека. В связи с этим художественная самодеятельность использовалась как идеологический механизм передачи культурных ценностей, была ориентирована на выполнение социального заказа – коммунистическое воспитание советских людей. Такую сущностную характеристику можно увидеть во многих определениях данных этому явлению. Одна из них была дана в начале 30-х годов Ю. Янелем: «Массовая художественная самодеятельность в СССР является отражением социалистических производственных отношений и общественной самодеятельности пролетариата в специфической области - искусстве». В других определениях она предстает «средством коммунистического воспитания», «частью духовной культуры», «чертой советского образа жизни». Но за кажущимся демократизмом этого явления часто стоял жесткий контроль со стороны партийных и советских органов, а за «массовостью» откровенное принуждение и показуха. Хотя нельзя умалять заслуг художественной самодеятельности в решении задач культурного строительства и приобщении широких масс к художественной культуре.

  2. Художественная самодеятельность зародилась и развивается как социально-организованное движение. Организованность - единственный признак, отличающий художественную самодеятельность от более широкого явления - массового художественного творчества. Признаками организованности художественной самодеятельности являются:

  1. В художественной самодеятельности сложилась устойчивая жанровая структура, отличающая ее от синкретичных форм фольклорного, а также любительского творчества. Эти жанры во многом схожи с теми, что имеются в профессиональном искусстве. Это музыкальная самодеятельность (инструментальная и хоровая) изосамодеятельность, танцевальная самодеятельность, театральная самодеятельность, цирковая самодеятельность, кинофотосамодеятельность. Каждый из этих жанров имеет свои разновидности.

  2. Несмотря на своеобразие художественная самодеятельность корнями связана со всеми типами народного художественного творчества и в целом с художественной культурой. Это проявляется в ориентации самодеятельности художественных коллективов. Традиционно выделяют три группы самодеятельных явлений:

Структура и классификация современного народного художественного творчества.

Современное народное художественное творчество представляет собой явление с довольно сложной структурой и с трудом поддается классификации, которая должна иметь единое основание. Это возможно осуществить, дав несколько типов классификации с различными основаниями.

Так, по своей сущностной характеристике народное художественное творчество представлено фольклором и прикладным искусством, городским примитивом, художественной самодеятельностью и любительством.

Тип классификации по направленности на освоение той или иной культуры дает представление о народном художественном творчестве как ориентированном:

По характеру освоения художественной культуры выделяют исполнительское, авторское и искусствоведческое народное творчество. Исполнительское народное творчество представлено коллективами различного типа. Авторское творчество - это создание новых произведений.

Искусствоведческое творчество связано с художественным исследованием или критической деятельностью в области искусства.

Еще один тип классификации народного творчества - это по преобладающим функциям. Творчество может выполнять функции социализации личности, производственные, универсализации досуга и коммерческие. Все современные коллективы так или иначе выполняют названные функции.

Следующий тип классификации - по степени социальной значимости, которая может быть индивидуально-личностной, личностно-общественной и общественной. Все три диалектически соединяют деятельность для себя, для себя и коллектива, для общества, а также соотносятся с тремя уровнями творчества -низшим, средним, высшим.

По степени формализованности. Народное художественное творчество может быть формально организованным, неформально организованным и неорганизованным.

По форме организации совместной деятельности можно классифицировать народное художественное творчество как индивидуальное, групповое (коллективное) и массовое.

Еще одна классификация позволяет дифференцировать народное художественное творчество по социальной структуре. Неорганизованное любительство представляют все социальные слои и возрастные группы. А организованные коллективы могут быть однородными или смешанными по составу. Например, мужским или женским; юношеским или пенсионеров; по профессиональной принадлежности.

Таким образом структура современного народного художественного творчества сложна и классификация многообразна настолько, что данная не исчерпывает возможность другой. Она не означает также, что такая дифференциация есть попытка разделить одно проявление от другого. Напротив, все восемь типов классификации взаимопроникают, взаимно дополняют друг друга. Это значит, что народное художественное творчество одновременно может быть, например, фольклорным, направленным на освоение традиционной культуры, исполнительским, выполняющим функцию культуротворческую, с личностно-общественной значимостью, формально организованной групповой деятельностью и смешанным по составу.

За всю историю народное художественное творчество прошло в своем развитии несколько стадий. Вместе с этим происходила смена типов народного искусства, или они существовали параллельно, взаимно дополняя друг друга. Особенности их были обусловлены всей социально-исторической и социокультурной ситуацией.

Первый этапначался с первобытнообщинного строя и продолжался вплоть до отмены крепостного права. Это фольклорный тип народного искусства, расцвет которого приходится на эпоху феодализма. Он зародился в условиях натурального крестьянского хозяйства и тесно связан с устным народным творчеством. Вбирает в себя игрищные, обрядовые элементы искусства и характеризуется синкретизмом духовной и практической деятельности.

Второй этапначался с развитием городов, обусловивших появление нового типа народной художественной культуры - городского «примитива». Как явление он четко обозначился в 17 веке, развивался параллельно с крестьянским фольклором и просуществовал в разных видах и формах вплоть до октябрьской революции. Это было народное искусство городских окраин, в большинстве своем выходцев из крестьян. Особенностью его было сохранение фольклорных элементов и ориентация на ученое, академическое искусство. Во многом этот тип городского народного искусства сформировался на основе скоморошества.

Третий этапсвязан с падением крепостного права и движением прогрессивных представителей интеллигенции за демократизацию художественной культуры. Появился новый тип народного искусства - любительство, которое полностью отошло от фольклорной основы. Это явление выражало стремление народных масс освоить формы, методы и стиль академического искусства, его репертуар. Это искусство рабочих, крестьян, солдат и матросов, учащихся и студентов, которое было организовано в кружки, использовало силу воздействия сцены на зрителя через исполнение классического художественного наследия и лучших образцов фольклора.

Четвертыйэтап развития народного художественного творчества начался после октябрьской революции. Появился новый тип народной художественной культуры - советская художественная самодеятельность. Она вытеснила собой и фольклор, и городской «примитив», сохранила элементы любительства и развивалась как явление массовой культуры. Прошла сложный путь поисков, становления, высшего подъема и распада. Художественная самодеятельность была создана государством, развивалась усилиями управленцев и распалась, как только лишилась экономической поддержки.

В условиях современных социально-экономических реформ народное художественное творчество вступило в новый этап своего развития. Оно снова стало явлением саморазвивающимся в зависимости от общей социокультурной ситуации. Сегодня народное творчество многообразно. Оно включает в себя элементы и фольклора, и городского «примитива», и любительства, и художественной самодеятельности.