logo
Васильева Г

1.8 Методика создания коллективов художественной самодеятельности

Художественная самодеятельность представляет собой большое общественное явление в жизни нашего народа. Исходя из содержания и воспитательного назначения художественной самодеятельности ее следует определить как организационно-оформленное художественное творчество широких масс в различных областях искусства. Это творчество не является основным видом их занятий (профессий), а выполняется в часы досуга. Искусство призвано служить источником радости и вдохновения для миллио­нов людей. Чем сильнее чувство эстетической радости и наслаждения, доставляемое искусством, тем выше его воспитательная и познавательная ценность.

Многие люди хотят не просто наслаждаться художественными произведениями, но и практически заниматься пением, музыкой, живописью, танцами, участвовать в работе драматического коллектива. И задача художественной самодеятельности как раз и заключается, в том, чтобы помочь массам выявить свои художественные задатки, развить их способности путем предоставления каждому человеку реальной возможности для достижения этой благородной цели. Поэтому в самодеятельные коллективы надо привлекать не только одаренных, но всех желающих, в особенности молодежь. Участие в творческом процессе самодеятельных художественных коллективов усиливает социальную активность человека. Сам факт, что человек отдает искусству свободной время и сумел достигнуть в художественном творчестве известных успехов, свидетельствует, что он взял на себя нелегкую обязанность развивать свои художественные способности и нести людям радость. Немаловажное психологическое значение имеет и тот факт, что нередко самодеятельные артисты хорошо знакомы зрителям по совместной работе и восприятие их выступлений в качестве певца, танцора повышает социальный престиж и усиливает воспитательную функцию художественной самодеятельности.

Основные принципы организации художественной самодеятельности.

1. массовость и доступность.

2. Учет индивидуальных особенностей участников коллектива.

3. Систематичность и планомерность занятий.

4. Сочетание и взаимодействие учебно-творческой и воспитательной работы.

5. Ведущим средством творческого процесса является репертуар.

Учитывая эти принципы существует методика создания коллективов художественной самодеятельности.

Вот основные ее этапы:

1. Изучение запросов и интересов населения с целью определения какой коллектив художественной самодеятельности создать, организовать.

2. Состояние материальной базы (подготовка помещения, музыкальное оснащение и т.д.).

3. Пригласить квалифицированного руководителя (требование: высшее образование, стаж работы 3 года).

4. Организовать набор в коллектив участников (реклама).

5. Подготовить программу-план по которому будут заниматься участники данного коллектива.

6. Составить график занятий.

7. Выбрать старосту.

8. Начать учебно-творческий процесс.

9. Итоги работы коллектива - концертная деятельность.

Как пример рассмотрим методику создания детского хореографического коллектива.

Прежде чем создать коллектив, необходимо определиться, в каком направлении, жанре он будет работать.

Организационная деятельность проводится и осуществляется педагогом хореографического коллектива совместно с администрацией.

а) Подготовка к работе с танцевальным коллективом: проводится агитационная работа, афиширование; если есть основной состав, проводятся показательные выступления, концерты, т.е. делается все, чтобы заинтересовать как можно больше детей и родителей, чтобы их потянуло к этому виду искусства.

б) Подготовка помещения: занятия проводятся в специальном классе. Необходимы зеркала, станки. Диаметр станка 6 см. Расстояние от пола до 1-го станка от 85 до 95 см; между 1-ой и 2-ой палкой 20-25 см. Расстояние от стены до палки 15-20 си. Зеркала - 60 см от пола; вентиляция; раздевалки; душевые; костюмерная, а так же желательно обеспечить тренировочной формой и обувью.

в) Комплектование коллектива. Создание коллектива: выбор направления коллектива.

Сейчас распространены коллективы: классического, народного, бального и эстрадного направлений.

Далее проводится общее собрание, на котором зачитываются требования конкурсного просмотра.

Проводится конкурсный просмотр:

1тур. Внешний вид.

2турФизические данные: осанка, шаг, выворотность, работа стопы, гибкость.

3турПроверка чувства ритма и музыкальности.

4 турТанцевальная импровизация.

д) Формирование групп с учетом возрастных особенностей и способностей (в группе должно быть не менее 15 и. не более 30 человек).

е) Проводится вводное собрание, на котором с родителями обговаривается все, даже маловажные детали, выбирается родительский комитет, обговариваются дни и время занятий.

Большое значение в создании и деятельности коллективов художественной самодеятельности играет руководитель коллектива. Так как социально - педагогический смысл худ. самодеятельности в органичном сочетании художественно-исполнительском и воспитательном процессе, решение этой задачи осуществляет руководитель коллектива. Руководитель является учителем, педагогом, т.к. должен научить, развить творческие способности участников, он должен еще воспитать в участниках нравственно-этическую культуру. Поэтому к руководителю предъявляются следующие требования:

1. Профессионализм (высшее образование и стаж работы не менее 3 лет).

2. Организаторские способности.

3. Высоко-художественный вкус.

4. Чувство нового, современного, актуального

5. Умение планировать деятельность коллектива.

6. Быть постановщиком, репетитором.

7. Быть воспитателем.

Руководитель занимается организацией деятельности коллектива, организует учебно-творческий воспитательный процесс, и концертную деятельность.

Положение

о платных кружках, коллективах, студиях.