logo
Васильева Г

Городской «примитив» как явление народного художественного творчества.

Истоки возникновения городского «примитива».

Появление данного типа культуры связано с ростом городов. Отсюда и название - городской «примитив». Примитивизм его в том, что он создавался в противовес ученому, профессиональному искусству, он как бы смотрит на него снизу вверх. Здесь нужно говорить об утрировании формы, так как проявления городского «примитива» нельзя назвать элементарными, или примитивными.

Образование городского «примитива» уходит корнями в 11 век, первые упоминания о скоморохах. Именно они явились прародителями и распространителями различных форм третьего типа народной культуры. После царского указа 1648 года скоморохам пришлось уходить в глушь или менять свой «пришлый» образ жизни на «оседлый». Многие из оставшихся после репрессий скоморохов остаются в городах и уже там проповедуют свою культуру.

Нельзя не согласиться с тем фактом, что и западноевропейская культура оставила свой отпечаток на формировании городского фольклора. Доля профессионализма в нем несомненно присутствует.

Именно из оседлых скоморохов была сформирована Государственная Потешная Палата, в нее входили музыканты, певцы, танцоры, лицедеи, многие из них представляли культуру городских окраин.

Итак, образование городского фольклора можно отнести к 17 веку, сразу после осуществления гонений на скоморохов. Его можно назвать легализованным продолжением деятельности скоморошества.

Народный театр городского «примитива».

Явление «примитива» в городском народном творчестве было представлено театром актера и кукольным театром. Театр актера возник на стыке народных развлечений драматического характера и элементов западноевропейского театра с его драматургией и сценическими приемами. Появлению народной драмы предшествовали различного рода обрядовые и не обрядовые драматические игры и сценки с ряженьем, основанные полностью на фольклорных традициях, и сатирические пьесы, реализуемые уже не в игре, а в драматическом представлении, состоящем из ряда последовательных эпизодов, раскрывающих характер основных образов.

Ярким и самобытным явлением был кукольный театр. Он зародился в 17 веке как искусство средних и низших слоев городского населения. Существовало два вида кукольного театра: «Вертепный» и «Петрушечный».

Позже, в 19 - начале 20 века сформировались новые формы театрального творчества. Это балаганный театр и раек, которые были неизменными спутниками народных гуляний и ярмарок.

В 18 - 19 веках появляется настенный лубочный театр, в Европе он появился в 16 веке. Он отличался от театра действия тем, что это театр на бумаге, на стене. Он был связан с архитектурой избы, имел декоративное назначение и буднично бытовал в доме среди людей. В нем соединились изображение, слово и пластика, создавая единое целое - театр как особый вид народного творчества.

Народное музыкальное искусство городского «примитива».

Народное музыкальное искусство тесно связано и активно взаимодействует с театральным и танцевальным искусством городского населения. В городском «примитиве» музыкальное искусство представлено песенным жанром и инструментальной игрой, которые существовали во взаимосвязи. Инструментальная игра, как и в крестьянском фольклоре, сопровождала песенные и танцевальные мелодии. Но именно песня была основой развития большинства жанров народного художественного исполнительства не только в деревне, но и в городе.

Большим достижением вокального искусства 17 века было зарождение городской песни, названной кантом. Возникновение канта связано с развитием особого стихосложения, в основе которого лежит определенное количество слогов в каждой стихотворной строке с ударением в середине и в конце строки, отсюда -квадратность построения.

В конце 18 века появляется гитара, это способствовало развитию романса (французской песни).

Таким образом в городском «примитиве» развивается песенный жанр, романсы, а также исполнительство на народных музыкальных инструментах.

Народное танцевальное искусство городского «примитива».

Городской примитив в танце, как и в других жанрах, соединяет в себе элементы фольклорных традиций и формы профессионального исполнительства. Ярким образцом является искусство скоморохов, среди которых были и мастера в танце. В своем ремесле исполнения танца они превосходили всех, не зря говорили о них: «Всяк спляшет, да не как скоморох». Это были профессионалы из народа и развлекали своим танцем на всех празднествах и увеселениях.

Зарождается сценический танец, городской бытовой или бальный танец.

Таким образом, народное танцевальное искусство в городе как пласт третьего типа культуры богато и разнообразно. Оно уходит своими корнями в глубокую древность, вбирает в себя элементы подлинно народного фольклорного танца и обращает свои взоры в сторону аристократического танца.

Народные промыслы, декоративно-прикладное и изобразительное искусство городского «примитива».

Главным сосредоточием городского примитива в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве была ремесленно-цеховая среда. Она выдвинула своих художников-ремесленников, состоящих в живописных, иконописных, малярных цехах; вывесочников, портретистов, «комнатных живописцев», декораторов, топографов, фотографов. Иногда это были воспитанники провинциальных художественных школ, уездные учителя рисования и т.п.

Одно из интереснейших и самобытных явлений русской живописи конца 18 века - первой половины 19 века представляет собой бытовой примитивный или купеческий и мещанский портрет, который служил для использования исключительно в сфере быта.

Большинство портретов анонимно, т.к. заказчик был равнодушен к индивидуальности автора, а художник чувствовал себя не столько свободной, творческой личностью, сколько ремесленником.

В конце 19 - начале 20 вв. появилось новое направление - «примитивизм», который обращался к культуре наивного, неиспорченного цивилизацией творчества, следовал нормам примитива, вознося третий тип художественной культуры в высшие сферы ученого искусства.

Таким образом, 20 век - это время признания примитива в профессионально-художественной сфере и в государстве. На фоне исчезновения фольклора из жизни и быта деревни происходит сублимация творческих способностей, энергии и фантазии народа. Укрепляется вера народных мастеров в важность и значимость своего творчества. Примитив является сегодня достоянием всех слоев населения: художественно необразованных и полуобразованных не только в городе, но и на селе в условиях уходящего фольклора, а также интеллектуальных и высокообразованных людей.