1.6Основные методы изучения народного художественного творчества
•Труд методиста представляет сложную систему практических действий направленных на решение задач возникающих в процессе реализации той или иной функции.
- Познавательная функция связана со сбором, обработкой и анализом информации о народном художественном творчестве.
- Конструктивная функция связана с разработкой программ совершенствования народного художественного творчества.
- Внедренческая функция - выступает как логическое завершение определенного цикла методической деятельности.
Решая задачи по выполнению перечисленных выше функций методист пользуется следующими методами:
- Метод сбора первичной информации,
- Метод фиксации информации,
- Метод обработки и анализа информации,
- Метод хранения информации,
- Метод передачи информации,
Эта цепочка является конкретным этапом методического труда, который реализуется в практической деятельности.
Метод - это основной путь решения поставленной задачи, возникающий в процессе методической деятельности,
1) Основным методом является сбор информации - куда входят способы сбора, обработка и фиксация информации.
При сборе информации по организации художественной самодеятельности и народного художественного творчества существуют следующие уровни:
уровень всего самодеятельного творчества в регионе отражающий его художественный потенциал, характеризует общую систему организации самодеятельного творчества.
уровень организации самодеятельного творчества по конкретному жанру (т.е. хореографические коллективы, хоровые).
уровень организации худ. самодеятельности в отдельном учреждении культуры.
уровень конкретного коллектива художественной самодеятельности.
Каждый из указанных уровней выступает как предмет научно-методического анализа, обладает своей спецификой.
Для того, что бы сделать анализ 1 уровня, а именно изучить состояние самодеятельного творчества в регионе, то конкретно надо изучить:
- общий объем самодеятельных коллективов в регионе. Их динамика за определенный период (год, месяц),
- жанровое разнообразие самодеятельных коллективов,
- удельный вес каждого жанра в общем объеме самодеятельных коллективов,
- степень вовлечения тех или иных категорий населения в занятия самодеятельным творчеством,
- состояние авторской и исполнительской самодеятельности.
Если проводить анализ по конкретному жанру художественной самодеятельности, то необходимо исследовать следующие вопросы :
- общее количество хоровых, хореографических, театральных коллективов,
- динамику развития жанра в качественном и количественном отношении (увеличение, уменьшение).
- внутренняя динамика жанра, т.е. видовые изменения происходящие в нем (академические хоры заменены народными, классические танцы, эстрадным и т. д.)
- популярность самодеятельного жанра у зрителей.
При изучении отдельного коллектива художественной самодеятельности анализ будет направлен на изучение следующих вопросов
- социально-демографический состава участников, их количественное соотношение в коллективе,
- содержание деятельности коллектива (учебно-творческая, воспитательная деятельность, концертная деятельность),
- формы самоуправления, в коллективе,
- социально-психологический климат в коллективе.
При методе сбора первичной информации, используется также метод анализа документов.
Документы иногда являются важным источником информации для методиста:
Документы подразделяются;
Печатные (план работы коллектива, журналы учета, рецензии на концерт, отзывы о концерте, выставке, сценарии, протоколы).
Фотографические (фотографии концертов), видеофильмы, слайды, эскизы, киноматериалы, видеозаписи).
Акустические (фонограммы, записи выступлений хоров, солистов, вокально-инструментальных ансамблей).
Метод наблюдения: если метод анализа документа несет вторичную информацию, то метод наблюдения первичную.
Методом наблюдения можно изучать концерт, репетицию, реакцию зрителей, на тот или иной номер, обстановку в которой проводит концерт.
Метод опроса: это как правило анкетирование, экспресс-анкета, экспресс-интервью.
Методом опроса можно изучить:
- реальную картину происходящего - концерта, спектакля,
- интерес населения к конкретным формам концертной деятельности,
- меру удовлетворенности населения организацией художественной самодеятельности, выявление наиболее популярных жанров художественной самодеятельности.
2) Метод фиксации и обработки информации.
Информационно-поисковая система предполагает не только накопление, фиксацию опыта, но и ее дальнейшую обработку, связанную с глубиной анализа имеющейся информации.
Статическая информация предполагает группировку данных по какому-то одному признаку.
Простая группировка - это обычная таблица - например:
- Сколько коллективов художественной самодеятельности работает в данном клубе.
- Из них детских, взрослых.
- Распределение по жанрам и т.д.
Перекрестная группировка - это соотношение в сравнении - коллективов такого-то жанра больше, в таком коллективе занимается больше человек и т.д. Тем самым вся информация должна быть зафиксирована в виде простых или сводных таблиц, графиков.
Однако особенность методической работы заключается в том, что необходимо выявить и отобрать передовой опыт. Выявление и отбор опыта - это два противоположных процесса.
Выявление опыта имеет своей целью не упустить из вида то или иное явление в нашем случае мероприятия.
Отбор - это выявить новые, оригинальные, достойные распространение образцы. В деятельности учреждений культуры передовому опыту присущ творческий характер, нестандартность и поэтому задача методиста выявить этот опыт, обобщить его и внедрить в широкую практику.
Для отбора передового опыта существуют следующие критерии:
1. Новизна - это когда передовой опыт отличается от массового, это новые формы, передовые тенденции.
2. Результативность - это эффективность полученная от данного мероприятия.
3. Стабильность - заключается в том, что достигнуты высокие показатели при любых условиях на длительном промежутке времени.
4. Преемственность - передовой опыт согласуется с совокупным опытом, дополняет его.
5. Перспективность - лишь тот опыт хорош если он имеет перспективу развития применения на практике.
6. Оптимальность - какие были затраты, и соответствовал ли результат затратам (финансовые, временные , кадровые).
Все собранные данные объективно отражающие деятельность учреждения культуры по развитию народного художественного творчества подвергаются дальнейшему анализу, т.е. обобщению опыта. Обобщенный опыт в итоге выливается в методический документ, к которым относится :
- методическое письмо.
- методическая справка.
- методическое сообщение.
- методическая рекомендация.
- рекомендательные материалы (репертуарные, сценарные).
3) Метод передачи информации
Внедрить прогрессивную методику в практику значит реализовать достижение теории и передового опыта в деятельность коллектива художественной самодеятельности.
В зависимости от значимости предмета внедрения оно может быть нескольких видов: обязательным, избирательным, инициативным.
Обязательное внедрение - это когда определенные директивные документы сопровождаются соответствующими методическими рекомендациями.
Избирательное внедрение - это когда не все методики внедряются, а избранные, более подходящие для данного конкретного учреждения культуры.
Инициативные - это когда прогрессивные методики внедряются местными специалистами, методистами P.M.К.
Этапы внедрения передового опыта определяются как:
1. Распространение передового опыта.
2. Оказание методической помощи учреждениям культуры в развитии народного художественного творчества.
3. Повышение квалификации работников культуры (руководителей коллективов художественной самодеятельности).
Распространяя передовой опыт необходимо знать для какого уровня специалистов он предназначен (высшее образование, среднее специальное, большой стаж работы). Так же должен учитываться реальный уровень владения профессией. Распространяя передовой опыт так же необходимо знать, отвечает ли этот опыт методическим интересам, и как будет оценен работниками культуры.
Для распространения передового опыта используются следующее каналы: газеты, телевидение, библиотеки, методические кабинеты, методические советы, Дома народного творчества (например, методический центр районного Дома культуры, где оформлены стенды, альбомы, тематические полки, афиши, программы, сценарии, Фотографии, картотека статей и специальных журналов, рекомендательные списки литературы, рекомендательные сборники, видеофильмы).
Другим этапом внедрения является оказание методической помощи на местах. Методисты пропагандируя новые формы выезжают на места и оказывают методическую помощь. Помогают готовить и проводить конкурсы, фестивали, смотры художественной самодеятельности. Помогают в подборе репертуара и в проведении репетиций. Приглашают специалистов в этом или другом жанре художественной самодеятельности.
И третий этап внедрения прогрессивных методик в практику является повышение квалификации специалистов .
Знания и навыки полученные в специальных учебных заведениях нуждаются в постоянном обновлении и совершенствовании. Наиболее известные методы повышения квалификации являются: школы передового опыта, семинары, стажировки, практикумы, конвенции, занятия с молодыми специалистами.
Семинар: проводится как правило ежеквартально по 3 дня:
План семинара строится следующим образом: Вначале семинара происходит обсуждение вопросов теории - с этим вопросом выступают преподаватели института культуры, училища, т. е. специалисты. Затем разъясняется методика организации народного творчества, выступают специалисты 0ДН, квалифицированные. методисты. Затем идет обмен опытом, выступают практики.
Практикум: это форма закрепления знания путем выполнения определенные заданий, упражнений, практических занятий.
Практические занятия проводят специалисты или методисты. Специалист объясняет, показывает приемы, затем дает индивидуальное задание, затем каждый показывает свою работу и специалист анализирует, показывает, направляет действия практиков. Основная задача практикума привить специалистам путем многократных упражнений определенный навык.
Стажировка: специалист, руководитель коллектива направляется на месячную стажировку в лучшее учреждение культуры, в лучший коллектив. Здесь он знакомится с его деятельностью, а также пробует свои силы.
Научно - практические конференции: включают в себя лекции, доклады, беседы, выступления специалистов.
Методические классы: выступления ведущих специалистов с конкретным показом.
- Введение
- 1. Народное художественное творчество - как основа художественной культуры общества.
- 1.2. Основные виды народного художественного творчества. Народное песенное творчество.
- Народный танец.
- Народный театр.
- Инструментально-музыкальное творчество
- 1.3 Этапы развития народного художественного творчества.
- Фольклор, как явление народного художественного творчества.
- Городской «примитив» как явление народного художественного творчества.
- Дореволюционное любительство как явление народного художественного творчества.
- Советская художественная самодеятельность как явление народного художественного творчества.
- 1.4 Народное художественное творчество в праздниках русского народа.
- Рождество
- Масленица
- Праздник Ивана Купала
- Ильин день.
- 1.5 Система государственного организационно-методического руководства самодеятельным художественным творчеством.
- 1.6Основные методы изучения народного художественного творчества
- 1.7 Организационно-правовые основы создания и деятельности самодеятельных коллективов.
- 1.8 Методика создания коллективов художественной самодеятельности
- 1. Общие положения.
- 2. Организация работы кружков
- 3. Материальная и финансовая база.
- 1. Общие положения.
- 2.Руководство и контроль за деятельностью объединения.
- 3. Материальная и финансовая база объединения.
- 1.9 Организация деятельности коллективов художественной самодеятельности.
- 1.10 Методика подготовки и проведения концертов, конкурсов, фестивалей. Педагогическая целесообразность проведения концертных выступлений.
- Подготовка и организация концертной деятельности коллективов художественной самодеятельности.
- 1.11 Руководство самодеятельным художественным коллективом, роль руководителя коллектива, требования, предъявляемые к руководителю.
- 1.12 Народное художественное творчество Ярославской области.
- Фольклор Ярославского края.
- Танцевальное искусство Ярославля.
- Хоровая культура Ярославской области.
- Использованная литература.