logo search
Васильева Г

1.3 Этапы развития народного художественного творчества.

Истоки художественного творчества уходят в глубину веков. С появлением высших чувств у человека появляются попытки выразить себя в окружающую действительность в художественной форме, это нашло свое отражение в стремлении украсить свой быт. Древнее искусство было составной частью социальной практики и было тесно связано с трудовой и бытовой практической деятельностью.

С дифференциацией труда и общественного сознания художественное творчество развивалось как академическое и народное.

Академическое представляет собой профессиональное искусство, которое пришло из Западной Европы и особенно распространялось на Руси в петровские времена.

Народное художественное творчество продолжало древние традиции, сохраняя косность и традиционализм. В основе своей - это творчество не профессиональное, имеющее любительскую природу, самодеятельное начало, так как в нем могли участвовать все в свободное от работы время. Во все времена оно отражало мысли и настроения, ожидания и стремления, мировоззрение и идеалы народа.

Правильно определить сущность народного творчества, направление его развития помогает исторический подход.

На ранних ступенях развития человечества единой формой художественного сознания народа был фольклор.

Эта форма творчества, получившая название аутентичного фольклора, развивалась первоначально в среде крестьянских масс. Под воздействием социальных факторов (разделение труда, появление новых классов и групп и др.) от фольклора отпочковывается и на его основе развивается профессиональное искусство, любительское творчество (дореволюционное любительство), а затем и художественная самодеятельность.

Социально-исторические условия и этапы развития народного художественного творчества.

Наиболее ранний этап развития принято называть «игрищным». Изучение этого этапа склоняется к гипотезам, так как литературные источники дают слишком мало информации на этот счет. Этот этап характеризует зарождение народного художественного творчества и вплоть до 17 века.

Для обозначения явлений народного творчества в тот период использовались различные термины; потехи, игры, игрища. Игрищем называли и место действия, и свадьбу, и ряженье. Термин игра применялся и в отношении к народным музыкальным инструментам, но в ином значении.

Но введение на Руси христианства, в конце 9 века, повлекло за собой множество изменений в идеологии и художественной культуре.

Христианство на Руси распространялось медленно, преодолевая сопротивления простого люда в жизни и быту. Церковь вела борьбу с языческими обрядами и народными традициями, складывавшимися веками. Языческие праздники, игрища, обряды и сопровождавшие их песни, хороводы, пляски, драматические обыгрывания и сцены осуждались и преследовались церковью, считались «бесовскими» и «сатанинскими», несовместимыми с христианством.

10-11 вв.- период расцвета древнерусской феодальной культуры и искусства. Для него характерен подъем творчества и в народе. Об этом свидетельствуют различные литературные источники и дошедшие до нас различные песни, хороводы и т.д.

Фрески Софийского собора в Киеве, датируемые одиннадцатым веком, доказывают, что к тому времени очень хорошо было развито скоморошество. А известно, что скоморохи на Руси поначалу являлись единственными носителями профессионального искусства. Деятельность скоморохов, уходившая в народную культуру родового строя, выражала настроения низших слоев феодального общества. И за это преследовалась церковью.

Монголо-татарское иго, продолжавшееся более двухсот лет, задержало развитие культуры Руси. Многие национальные ценности были уничтожены. Но народ сумел сохранить свою культуру, свою самобытность, традиции, свое искусство.

В конце 15 века народ освободился от монголо-татарского ига, а к началу 16 века отдельные княжества объединились в централизованное государство с новым политическим центром - Москвой. Государем Руси, Иваном 3, был проведен ряд реформ по укреплению государства. Это благотворно повлияло и на развитие культуры и искусства. Появились сочинения Максима Грека, фрески живописца А. Рублева, постройки каменных зданий, строится Московский Кремль и другие памятники культуры.

В этот период церковь решает окончательно покончить с остатками язычества и утверждает «стоглав» из церковных и светских правил, где резко осуждает и запрещает народные игры, пляски, хороводы, песни, музыкальные инструменты и вообще всякие развлечения, как пережитки языческих обычаев и верований.

Но никакие преследования, проклятья и угрозы не могли убить в народе вечной тяги к веселью, к творчеству, не могли заставить отказаться от древних праздников, обрядов и игрищ.

Начало и середина 17в. - появились политические неурядицы, борьба против иностранных нашествий, раскол церкви, социальные потрясения, народные восстания Стеньки Разина, Ивана Болотникова и другие. Все это сказалось на народном творчестве. Отрицательное отношение церкви сомкнулось с отрицательным отношением светской, государственной власти к народным увеселениям с участием скоморохов, в результате чего царем Алексеем Михайловичем был издан указ «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий» (1648г.).

Но и этот указ не смог заставить народных мастеров отказаться от своего ремесла. Они уходили на север и в глухие леса Брянщины, где и сейчас живы традиции древнего народного творчества.

С конца 17в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра 1, который провел многочисленные реформы, коснувшиеся всех сторон общественной и культурной жизни. Он создал армию и флот, подчинил церковь государству, открыл придворный театр, учредил академию наук, расширил и укрепил торговые и культурные связи с Западной Европой. Искусство в этот период приобрело светский характер. Специальным указом были введены Ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, новым европейским порядкам и правилам светского обхождения. Правила устанавливались не только для торжественных приемов, но и для семейных праздников. Главным для зажиточных кругов стало освоение правил придворного этикета и изучение новых европейских танцев.

Утверждение в высших кругах западноевропейского искусства привело к пренебрежительному отношению к народному творчеству, которое стали называть «мужицким», «деревенским». Фольклорные формы народного творчества постепенно к 18 веку стали вытесняться или видоизменяться. Народ в своем творчестве стал ориентироваться на малодоступные формы профессионального искусства, но в то же время не мог полностью отказаться от фольклорного содержания. Это привело к зарождению так называемого «городского фольклора» или городского «примитива», в котором смешались и фольклор, и профессиональное искусство, например, традиционная народная пляска и бальный танец придворных аристократических кругов.

В 19 в. русское государство переживало сложный процесс развития капитализма. Появился рабочий класс, обострилась классовая борьба, усилился революционный протест народа. Все это не могло не отразиться на народном творчестве, на его содержании и формах. Особенно благоприятные условия для развития были после падения крепостного права в 1861 году. Появляются любительские хоры, инструментальные ансамбли и оркестры, бесплатные учебные заведения для рабочих. На основе любительства после октября 1917 года развивалась художественная самодеятельность.

Таким образом народное художественное творчество в своем развитии связано с несколькими своеобразными социально - историческими этапами, которые накладывали отпечаток на всю культуру и искусство. Своеобразие народного художественного творчества позволяет выделить четыре этапа в его развитии:

  1. Фольклорный, куда относятся все формы бытования крестьянского фольклора;

  2. появление городов и развитие «примитива» (городского фольклора);

  3. этап демократизации художественной культуры и развития любительского народного творчества;

  4. послереволюционный этап, связанный с развитием художественной самодеятельности.